Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Макаровой А.А.,
с участием прокурора Смирновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 мая 2015 г. апелляционную жалобу Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области на решение Серпуховского городского суда Московской области от 12 марта 2015 г. по делу по заявлению прокурора о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 29 октября 2012 г. N "данные изъяты" "О согласовании уточнения границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское",
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя администрации Серпуховского муниципального района московской области Пупышевой Е.А.,
прокурора Смирновой М.В.,
УСТАНОВИЛА:
29 октября 2012 г. Советом депутатов Серпуховского муниципального района Московской области принято решение N "данные изъяты" "О согласовании уточнения границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское".
Это решение опубликовано в газете "Ока-информ" N "данные изъяты" от 08 ноября 2012 г.
Серпуховский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия указанного решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области.
В обоснование заявления прокурор указал, что названным решением Совета депутатов согласовывается уточнение границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений, смежных с муниципальным образованием "Городской округ Серпухов".
Из оспариваемого решения следует, что установленные Законом Московской области от 17 января 2005 г. N 11/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Серпухов" границы городского округа Серпухов уточняются, однако фактически они изменяются. В результате изменения границ площадь городского округа Серпухов уменьшается, а площадь Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское - увеличивается.
При принятии оспариваемого решения не учитывалось, что установленные Законом Московской области границы муниципального образования могут быть изменены органом власти субъекта Российской Федерации, принявшим этот Закон. Следовательно, оспариваемое решение принято Советом депутатов с превышением полномочий.
Оспариваемым решением границы городской округ Серпухов изменены без учета мнения населения и органов местного самоуправления этого муниципального образования.
Из содержания оспариваемого решения не следует, что оно вступит в силу только после согласования границ с муниципальным образованием городской округ Серпухов.
Эти обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о несоответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства.
02 апреля 2013 г. городской прокуратурой на оспариваемый нормативный акт приносился протест, который решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 24 апреля 2013 г. N "данные изъяты" был отклонен.
Кроме того, принятые во внимание при вынесении оспариваемого нормативно-правового акта решения советов депутатов сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское, Калиновское Серпуховского муниципального района о согласовании границ сельских поселений с городским округом Серпухов признаны незаконными и недействующими с момента их принятия решениями Серпуховского городского суда Московской области, оставленными без изменения определениями судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда.
В судебном заседании в суде первой инстанции прокурор Кобозева О.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела был извещен. В материалы дела представлен письменный отзыв, в котором Совет депутатов возражал против заявленных требований, указывая, что оспариваемый правовой акт не является нормативным, так как не устанавливает прав и обязанностей для неопределенного круга лиц не отвечает признакам нормативно-правового акта. Оспариваемым актом не утверждается и не изменяется схема территориального планирования Серпуховского муниципального района, равно как и не утверждается и не изменяется граница Серпуховского муниципального района смежная с границей городского округа Серпухов. По мнению Совета депутатов, решение отражает волеизъявление населения муниципальных образований и носит согласительный характер. В тексте оспариваемого решения нет требования о его обязательном опубликовании. Таким образом это ненормативный правовой акт и срок оспаривания этого решения составляет 3 месяца с момента принятия, то есть на момент обращения прокурора в суд срок пропущен.
Представитель администрации Серпуховского муниципального района в судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель главы г. Серпухов - Горчакова М.В., в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 12 марта 2015 г. решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 29 октября 2012 г. N "данные изъяты" "О согласовании уточнения границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское" (с приложениями NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 к указанному решению) признано незаконным и не действующим с момента принятия. На администрацию Серпуховского муниципального района возложена обязанность по опубликованию решение суда в официальном печатном издании в течение десяти дней после вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Совет депутатов Серпуховского муниципального района Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Совет депутатов Серпуховского муниципального района Московской области и администрация г. Серпухов своих представителей в судебное заседание не направили, были извещены в установленном порядке.
Представитель администрации Серпуховского муниципального района Пупышева Е.А. полагала возможным удовлетворить апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации Серпуховского муниципального района Пупышевой Е.А., прокурора Смирновой М.В., поддержавшей возражения Серпуховского городского прокурора на апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 17 постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 этого Федерального закона.
Согласно статье 12 указанного Федерального закона изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с этим Федеральным законом; инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 1). Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов (часть 2.1). Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 этого Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 этого Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений (часть 3). Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений (часть 4).
Границы городского округа Серпухов утверждены Законом Московской области от 17 января 2005 г. N 11/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Серпухов", а границы Серпуховского муниципального района - Законом Московской области от 28 февраля 2005 г. N 78/2005-ОЗ "О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".
Из материалов дела усматривается, что 29 октября 2012 г. Советом депутатов Серпуховского муниципального района Московской области принято решение N "данные изъяты" "О согласовании уточнения границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское", которым согласованы границы Серпуховского муниципального района и входящих в его состав указанных сельских поселений с городским округом Серпухов (л.д. 30-65).
Названное решение опубликовано в газете "Ока-информ" N 46 (513) от 08 ноября 2012 г. (л.д. 6-14).
В результате изменения границ муниципальных образований в связи с принятием оспариваемого решения площадь Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское увеличивается, а городского округа Серпухов - уменьшается. Указанное обстоятельство заинтересованными лицами не отрицается.
При разрешении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что из содержания решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 29 октября 2012 г. N "данные изъяты" "О согласовании уточнения границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское" следует, что представительный орган муниципального района согласовывает границы муниципального района, а также границы указанных сельских поселений с соседним муниципальным образованием - городским округом Серпухов, однако, соответствующего обращения со стороны представительного органа городского округа Серпухов к Совету депутатов Серпуховского муниципального района не поступало.
Кроме того, решения советов депутатов сельских поселений Васильевское (от 31 мая 2011 г. N "данные изъяты"), Данковское (от 23 марта 2011 г. N "данные изъяты"), Дашковское (от 28 ноября 2011 г. N "данные изъяты") и Калиновское (от 27 сентября 2011 г. N "данные изъяты"), на которых основывалось оспариваемое по данному делу решение, признаны недействующими вступившими в законную силу решениями Серпуховского городского суда Московской области от 11 февраля 2014 г., от 17 февраля 2014 г., от 13 марта 2013 г.
Следовательно, согласие населения соответствующих сельских поселений на изменение границ этих поселений также не может считаться полученным.
Таким образом, при принятии оспариваемого акта были нарушены не только вышеприведенные положения закона, но положения части 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Сделанный судом первой инстанции вывод о том, что Совет депутатов Серпуховского муниципального района Московской области не вправе был принимать решение от 29 октября 2012 г. N "данные изъяты" "О согласовании уточнения границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское", противоречащее при описании границ Закону Московской области от 17 января 2005 г. N 11/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Серпухов" и Закону Московской области от 28 февраля 2005 г. N 78/2005-ОЗ "О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", судебная коллегия находит правильным.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района не соответствовало требованиям действующего законодательства, в связи с чем заявленные Серпуховским городским прокурором требования о признании этого решения недействующим были правомерно удовлетворены судом.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого решения суда и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 12 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.