Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Настенко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2015 года апелляционную жалобу Сачковой Раисы Алексеевны и апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 25 сентября 2014 года
по делу по иску Сачковой Раисы Алексеевны к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании смерти сына в связи с исполнением обязанностей военной службы, признании права на ежемесячную выплату, обязании возобновить ежемесячную выплату,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения представителя истицы и представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Сачкова Р.А. обратилась в суд с иском, в котором просила: признать связь смерти её сына Сачкова Ю.А., умершего 28.08.1982 г., с исполнением обязанностей военной службы; признать за ней право на ежемесячную выплату, предусмотренную п. 38 ст. 1 и п. 7 ст. 16 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области"; обязать Министерство социальной защиты населения Московской области возобновить ей ежемесячную выплату, предусмотренную указанными нормами закона с 01.06.2012 г.; признать за ней право на ежемесячную выплату, предусмотренную п.9 ст.3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" от 07.11.2011г. N306-Ф3; обязать ответчика назначить ей ежемесячную выплату, предусмотренную указанной нормой закона, а также компенсировать расходы по делу по оплате услуг нотариуса за удостоверение доверенности на представителя в сумме 1300 руб.
В обоснование иска указала, что её сын - Сачков Ю.А. 15.11.1980 г. был призван на военную службу Раменским военным комиссариатом, проходил службу в войсковой части 44397 (г. Харьков) и умер 28.08.1982 г. в результате автокатастрофы в соответствии со справкой от 18.09.2012 г., подписанной Врио начальника отдела ВКМО по г. Раменское и справкой от 27.01.1999 г., подписанной начальником пенсионного отдела г. Бронницы. Данные справки подтверждают связь смерти её сына с исполнением обязанностей военной службы. Однако, Министерство социальной защиты населения Московской области в лице Отдела Социальной защиты населения г. Бронницы с 01.06.2012 г. прекратило ей ежемесячную компенсационную выплату по факту смерти её сына в связи с исполнением им обязанностей военной службы, поскольку основанием для выплаты данной меры социальной поддержки является извещение или архивная справка федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, о гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы. Данный отказ она считает незаконным.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд признал связь смерти её сына Сачкова Ю.А., умершего 28.08.1982 г., с исполнением обязанностей военной службы; признал за ней право на ежемесячную выплату, предусмотренную п. 38 ст. 1 и п. 7 ст. 16 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" и обязал Министерство социальной защиты населения Московской области возобновить ей ежемесячную выплату, предусмотренную указанными нормами закона с 07.06.2012 г. Также, взысканы с ответчика в пользу истицы расходы по оплате нотариальных услуг в размере 1300 рублей и оплаченная государственная пошлина в размере 200 руб.
В удовлетворении иска о признании за ней права на ежемесячную выплату, предусмотренную п.9 ст.3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" от 7.11.2011г. N306-Ф3; обязании ответчика назначить ей ежемесячную выплату с 01.01.2012 года, предусмотренную указанной нормой закона отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционном порядке просит его отменить в части удовлетворенных исковых требований о признании связи смерти её сына Сачкова Ю.А., умершего 28.08.1982 г., с исполнением обязанностей военной службы; признании за ней права на ежемесячную выплату, предусмотренную п. 38 ст. 1 и п. 7 ст. 16 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" и обязании возобновить ей ежемесячную выплату, предусмотренную указанными нормами закона с 01.06.2012 г.
Истица оспаривала решение суда в части отказа о признании за ней права на ежемесячную выплату, предусмотренную п.9 ст.3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" от 7.11.2011г. N306-Ф3 и обязании ответчика назначить ей ежемесячную выплату с 01.01.2012 года, предусмотренную указанной нормой закона.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда оставлению без изменения в обжалованной части Министерством социального развития Московской области и отмене решения суда в части отказа удовлетворенных исковых требований.
Оставляя решение суда без изменения в части удовлетворенных исковых требований о признании связи смерти Сачкова Ю.А., умершего 28.08.1982 г., с исполнением обязанностей военной службы; признании за истицей права на ежемесячную выплату, предусмотренную п. 38 ст. 1 и п. 7 ст. 16 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" и обязании ответчика возобновить ей ежемесячную выплату, предусмотренную указанными нормами закона с 07.06.2012 г., судебная коллегия исходила из следующего.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, истица является матерью военнослужащего Сачкова Ю.А., который 15.11.1980 г. был призван на военную службу Раменским военным комиссариатом, проходил службу в войсковой части 44397 (г. Харьков), умер 28.08.1982 г. в результате автокатастрофы и был исключен из списков личного состава войсковой части в связи со смертью.
Истице предоставлялись меры социальной поддержки, установленные законодательством Московской области, для членов семей военнослужащих, умерших при исполнении обязанностей военной службы в мирное время, о чем представлено удостоверение, выданное 16.01.2002 года.
Согласно письма отдела социальной защиты населения от 05.07.2013 г. N 81/06-590 мера социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационной выплаты была прекращена с 01.06.2012 г. в связи с отсутствием документов подтверждающих гибель сына истицы при исполнении им обязанностей военной службы, а именно, извещения или архивной справки федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Постановляя решение об удовлетворении исковых требований в обжалуемой Министерством социальной защиты населения Московской области части, суд пришел выводу, что истица имеет право на получение ежемесячной компенсационной выплаты и основания для прекращения указанной меры социальной поддержки отсутствуют.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 38 ст. 1 и п. 7 ст. 16 Закона Московской области от 23.03.2006 года N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в мирное время, предоставляется ежемесячная компенсационная выплата в размере 8000 рублей. Ранее данной категории граждан предоставлялась ежемесячная материальная помощь в соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 01.10.2001 года N306-ПГ "Об улучшении материального положения отдельных категорий граждан".
Согласно п. 13 ч. 4 Порядка назначения и предоставления ежемесячной компенсационной выплаты отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановления Правительства Московской области от 12.03.2012 г. N 268/8, данное обстоятельство подтверждается извещением или архивной справкой федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба), о гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника органов внутренних дел) при исполнении обязанностей военной службы.
Пункт 11 указанного Порядка предусматривает возможность прекращения мер социальной поддержки в случае получения территориальным подразделением Министерства информации, не подтверждающей либо опровергающей сведения, содержащиеся в документах, явившихся основанием для назначения компенсационной выплаты.
Перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы, приведен в части 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Вместе с тем, часть 2 названной статьи содержит исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, к которым отнесены случаи:
а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;
б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;
в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Таким образом, в отношении умершего военнослужащего срочной службы презюмируется, что его смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы в мирное время.
Из материалов дела следует, что Сачков Ю.А. был призван на военную службу 15.11.1980 года Раменским военным комиссариатом в войсковую часть 44397 (г.Харьков) и умер 28.08.1982 года в результате автотравмы.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Поэтому, при отсутствии сведений о наличии оснований, указанных в ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", он считается умершим при исполнении обязанностей военной службы в мирное время, в связи с чем истица имеет право на получение ежемесячной компенсационной выплаты.
В материалы дела представлена справка от 17.09.2012 года, выданная военным комиссариатом Московской области отдел по городам Раменское, Жуковский, Бронницы и Раменскому району, в которой указывается, что рядовой Сачков Ю.А. погиб 28.08.1982 года при исполнении обязанностей военной службы в мирное время. Основание выдачи справки - д.124, стр. 45 N13.
На судебный запрос военным комиссариатом представлены документы на Сачкова Ю.А. Согласно представленной выписки из журнала учета умерших, Сачков Юрий Алексеевич 28.08.1982 года умер в результате автотравмы.
Согласно выписки из Приказа командира войсковой части 44397 N237 от 12.10.1982 года рядовой Сачков Ю.А. исключен из списков личного состава части и всех видов довольствия в связи со смертью.
Кроме того, в материалы дела представлена копия выписки из приказа командира части N83, в которой указано, что Сачков Ю.А. погиб в результате дорожно-транспортного происшествия. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.
Таким образом, поступление ответчику сведений, подтверждающих факт смерти Сачкова Ю.А. в период прохождения срочной военной службы, в отсутствие указаний на основания ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является безусловным подтверждением, что смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы в мирное время, то есть, информацией, подтверждающей сведения, содержащиеся в документах, явившихся основанием для назначения компенсационной выплаты.
При таких обстоятельствах оснований для прекращения мер социальной поддержки в отношении истицы не имелось, в связи с чем, такое решение, обусловленное неправильной оценкой поступившей информации, не может быть признано правомерным.
С учетом изложенного, суд обоснованно удовлетворил исковые требования о признании смерти Сачкова Ю.А., умершего 28.08.1982 г., с исполнением обязанностей военной службы, признании за истицей права на ежемесячную выплату, предусмотренную п. 38 ст. 1 и п. 7 ст. 16 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" и обязании Министерство социальной защиты населения Московской области возобновить ей ежемесячную выплату, предусмотренную указанными нормами закона с 01.06.2012 г.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда в обжалуемой части.
Учитывая, что выводы суда в удовлетворенной части исковых требований соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу в обжалованной части ответчиком.
Поскольку Министерство социальной защиты населения не оспаривает решение суда в части взыскания судебных расходов, то в силу ч. 2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой ответчиком части.
Вместе с тем, отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Сачковой Р.А. о признании за ней права на ежемесячную выплату, предусмотренную п.9 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" с 01.01.2012 года и обязании Министерство социальной защиты населения Московской области назначить ежемесячную выплату, предусмотренную указанной нормой закона, судебная коллегия исходила из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение в указанной обжалуемой Сачковой Р.А. части указанным требованиям не соответствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Сачковой Р.А. о признании за ней права на ежемесячную выплату, предусмотренную п.9 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" с 01.01.2012 года и обязании ответчика назначить ежемесячную выплату, суд первой инстанции указал на то, что положения Федерального закона N 306-ФЗ распространяются на правоотношения с даты вступления его в силу 1 января 2012 г., в связи с чем, поскольку смерть военнослужащего наступила в 1982 году, нормы данного закона не могут быть применены к истице.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 данной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются лица, указанные в ч. 11 ст. 3 этого закона, в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами (подп. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ).
Федеральный закон N 306-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г. (ст. 7 данного закона).
Согласно подп. "б" п. 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной чч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 (далее - Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации), члены семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, для назначения ежемесячной денежной компенсации подают в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, а также копию документа, удостоверяющего личность, копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы; документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (для родителей, в частности, копия свидетельств о рождении детей), справку, подтверждающую факт получения членом семьи пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы до введения в действие Федерального закона N 306-ФЗ, то есть до 1 января 2012 г., так же как и члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы после 1 января 2012 г., имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 данного закона. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории (члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы), в зависимости от даты гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 24.12.2014 года).
С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным признать за Сачковой Р.А. право на назначение ежемесячной денежной компенсации, как члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы до 1 января 2012 г., в соответствии с ч. 9 ст. 3 во взаимосвязи с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 306-ФЗ, что соответствует конституционным принципам равенства граждан перед законом, гарантированного ст. 19 Конституции Российской Федерации, равному положению лиц, принадлежащих к одной и той же категории (члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы) и оказавшихся в сходных ситуациях.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия считает возможным решение Раменского городского суда Московской области от 25 сентября 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Сачковой Раисы Алексеевны о признании за ней права на ежемесячную выплату, предусмотренную п.9 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" с 01.01.2012 года и обязании Министерство социальной защиты населения Московской области назначить ежемесячную выплату, постановить в данной части новое решение об обязании ответчика выплачивать ей ежемесячную выплату, предусмотренную указанной нормой закона с 01.01.2012 года.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 25 сентября 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Сачковой Раисы Алексеевны о признании за ней права на ежемесячную выплату, предусмотренную п.9 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" с 01.01.2012 года и обязании Министерство социальной защиты населения Московской области назначить ежемесячную выплату.
В отмененной части постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области назначить Сачковой Раисе Алексеевне ежемесячную выплату, предусмотренную п.9 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" с 01.01.2012 года.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Сачковой Раисы Алексеевны - удовлетворить.
Апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.