Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Мариуца О.Г.,
судей Ситниковой М.И., Рыбачук Е.Ю.,
при секретаре Трофимове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2015 года апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 февраля 2015 года по делу по иску Першина Леонида Константиновича к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и принятии на учет для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета,
заслушав доклад судьи Ситниковой М.И.,
объяснения Першина Л.К., адвоката Зиминой О.И. в интересах Першина Л.К.,
УСТАНОВИЛА:
Першин Л.К. обратился в суд с иском к Администрации Сергиево- Посадского муниципального района о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и принятии на учет для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в период с 7 апреля 1976 года по 25 ноября 1993 года проходил службу в в/ч 51105. В 1983 году на его семью была предоставлена квартира по адресу: "данные изъяты", которая находилась в закрытом военном городке. В 1989 году брак между Першиным Л.К. и Першиной С.В. был расторгнут и командованием в/ч 51105 Першину Л.К. было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: "данные изъяты", где он зарегистрирован по месту жительства и проживает до настоящего времени. 23 июня 2000 года он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Сергиево-Посадского района. В ноябре 2013 года Першин Л.К. узнал, что в 2012 году был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в г/п Сергиев Посад. 20 мая 2014 года Сергиево-Посадским городским судом постановлено решение, в соответствии с которым действия Администрации г/п Сергиев Посад по снятию его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признаны незаконными, на Администрацию г/п Сергиев Посад возложена обязанность восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий с 2000 года. Першин Л.К. обратился в Администрацию Сергиево-Посадского района с заявлением об обеспечении его жилым помещением за счет средств федерального бюджета как гражданина уволенного с военной службы, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в (муниципальных образованиях до 1 января 2005 года), однако получил отказ по тем основаниям, что в 1983 году его семье уже выделялась квартира и, что в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, право на улучшение жилищных условий предоставляется только один раз, а также с указанием на то, что он обязан представить справку КЭЧ о сдаче ранее предоставленной квартиры. С отказом он не согласен, поскольку в 1983 году квартира была предоставлена на семью, в том числе жене Першиной С.В. - служащей Советской Армии и оставлена ей и детям решением командования воинской части, где она проживает до настоящего времени, а ему предоставлено койко-место в общежитии. На тот момент ФЗ "О статусе военнослужащих" еще принят не был. Считает, что в соответствии с этим законом он не воспользовался правом на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, как уволенный с военной службы. Ссылаясь на данные обстоятельства Першин Л.К. обратился в суд и просил признать право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и принять его на соответствующий учет.
Представитель ответчика Администрации Сергиево-Посадского района исковые требования не признала, пояснив, что Першин Л.К. обращался в Администрацию Сергиево-Посадского района с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года. На его обращение 5 сентября 2014 года Администрация Сергиево-Посадского района письменно разъяснила, что для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета гражданин, уволенный с военной службы, должен предоставить в орган местного самоуправления документы, предусмотренные порядком формирования органом местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, в частности справку КЭЧ о сдаче жилья либо обязательство об освобождении такого жилого помещения. При проверке документов Першина Л.К. было выявлено, что в 1983 году Министерство обороны предоставило ему на семью квартиру, в связи с чем разъяснена необходимость предоставления справки КЭЧ о сдаче либо обязательство об освобождении ранее предоставленной квартиры. Указанные документы Першиным Л.К. представлены не были. Также пояснила, что Першину Л.К. предоставлялась квартира за счет средств федерального бюджета, в связи с чем право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета им использовано.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 февраля 2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области просит об отмене указанного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом установлено, что Першин Л.К. уволен из рядов ВС РФ 25 ноября 1993 года по достижении предельного возраста по ч. 1 ст. 48 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе".
С 23 июня 2000 года Першин Л.К. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Сергиево-Посадского района Московской области.
30 ноября 2009 года постановлением Главы Сергиево-Посадского района Першин Л.К. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
20 мая 2014 года Сергиево-Посадским городским судом постановлено решение, в соответствии с которым Администрация г/п Сергиев Посад обязана восстановить Першина Л.К. в очереди граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 года. Постановлением Главы города Сергиев Посад N 579-п от 25 июля 2014 года Першин Л.К. восстановлен на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На обращение Першина Л.К. в Администрацию Сергиево-Посадского района в целях обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, письмом от 5 сентября 2014 года разъяснено, что необходимо представить справку КЭЧ о сдаче жилья либо обязательство об освобождении жилого помещения. Кроме того, Администрация района полагала, что Першин Л.К. уже обеспечивался жилым помещением в 1983 году, когда его семье по линии Министерства обороны была предоставлена квартира за счет средств федерального бюджета, в связи с чем он использовал право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Разрешая спор, суд сделал вывод о том, что Першин Л.К. является нанимателем жилого помещения в общежитии, в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" от 1998 года после увольнения с военной службы жилым помещением не обеспечивался, с 2000 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия не согласна с указанным выводом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 указанного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 (ред. от 18.02.2013) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами (далее-Правила) выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее-подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пункт 5 Правил определяет круг граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках вышеуказанной подпрограммы.
Пункты 19 и 44 Правил определяют перечень документов, необходимых для участия в программе.
В соответствии с пп. ж п. 44 Правил гражданин обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения.
Першин Л.К. обратился в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о выдаче жилищного сертификата в рамках подпрограммы.
Между тем из материалов дела усматривается, что Першин Л.К. и члены его семьи в 1983 г. были обеспечены Министерством обороны 4-х комнатной квартирой. Обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении данного жилого помещения материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 16.3 Правил в случае, если гражданином - участником подпрограммы не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 30.11.2009 г. N 2331-ПГ Першин Л.К. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что им утрачено право на повторное обеспечение жильем.
Данное Постановление оспорено и отменено не было, последующее восстановление Першина Л.К. в очереди мотивировано отсутствием оснований в решении администрации, по которым истец снят с учета. При этом каких-либо выводов относительно законности Постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 30.11.2009 г. N 2331-ПГ решение суда от 20 мая 2014 года не содержит.
Кроме того, решением суда от 30 сентября 2008 года, вступившим в законную силу, установлено, что Першин Л.К. свое увольнение из рядов Вооруженных сил в 1993 году без предоставления жилого помещения не оспаривал, каких-либо требований к Министерству обороны РФ в лице войсковой части 51105 по вопросу обеспечения жильем не предъявлял, право на получение жилья имеет в порядке очередности в соответствии с положениями части 1 статьи 57 ЖК РФ.
Между тем для получения жилищного сертификата недостаточно быть только признанным нуждающимся в улучшении жилищных, необходимо соответствовать определенным Правилами условиям, в соответствии с которыми для участия в подпрограмме необходимо дать обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Доказательств того, что Першин Л.К. соответствует требованиям, установленным в Правилах, материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктами 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований на основании положений статьи 328 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 февраля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Першина Леонида Константиновича к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и принятии на учет для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.