Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Брыкова И.И.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 мая 2015 года апелляционную жалобу Успенской Е.Н. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 марта 2015 года по делу по заявлению Успенской Елены Николаевны о признании незаконным в части постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 04.08.2014 N 1271-ПГ, обязании направить подписанный договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Ясинского А.М.,
УСТАНОВИЛА:
Успенская Е.Н. обратилась в суд с заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований - л.д. 57) о признании незаконным в части (п. 1.16) постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 04.08.2014 N 1271-ПГ об отмене постановления того же органа от 03.04.2013 N 624-ПГ "О предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Успенской Е.Н.", обязании Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области направить заявительнице подписанный договор аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по "данные изъяты" г. Сергиев Посад.
В обоснование заявленных требований указала, что в 2012 году обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 10 лет земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства примерной площадью 2500 кв.м по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад. В апреле 2012 года состоялось заседание комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории Сергиево-Посадского муниципального района; комиссия приняла решение ходатайствовать перед главой муниципального района о предоставлении заявительнице в аренду на 10 лет земельного участка по "данные изъяты" г. Сергиев Посад. Была подготовлена и согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, участок в установленном законом порядке был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "данные изъяты". Постановлением главы района от 03.04.2013 N 624-ПГ участок был предоставлен заявительнице в аренду, однако до настоящего времени договор аренды не заключен, более того, оспариваемым постановлением постановление от 03.04.2013 было отменено. По мнению заявительницы, постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 04.08.2014 N 1271-ПГ носит произвольный характер, поскольку предусмотренная законом процедура предоставления земельного участка в рассматриваемом случае была полностью соблюдена.
В судебном заседании представитель Успенской Е.Н. поддержал доводы заявления, настаивал на его удовлетворении.
Представитель Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 25-27).
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 марта 2015 года заявление Успенской Е.Н. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Успенская Е.Н. (в лице представителя) просит об отмене данного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Успенская Е.Н. не явилась. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, принимая во внимание, что в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Разрешая возникший спор, суд установил, что в 2012 году Успенская Е.Н. обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 10 лет земельного участка примерной площадью 2500 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Московская область, г. "данные изъяты" (л.д. 9).
21.03.2012 в специальном выпуске газеты "Вперед" была опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 2500 кв.м под ЛПХ по ул. "данные изъяты" г. Сергиев Посад (л.д. 11).
Комиссия по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории Сергиево-Посадского муниципального района на своем заседании 24.04.2012 приняла решение ходатайствовать перед главой муниципального района о предоставлении Успенской Е.Н. в аренду на 10 лет земельного участка в г. Сергиев Посад, "данные изъяты" (л.д. 10).
Распоряжением Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 19.12.2012 N 759-РЗ Успенской Е.Н. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала (л.д. 14); 29.01.2013 земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер "данные изъяты".
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.04.2013 N 624-ПГ спорный земельный участок был предоставлен Успенской Е.Н. в аренду (л.д. 15), однако постановлением того же органа от 04.08.2014 N 1271-ПГ (п. 1.16) вышеуказанное постановление было отменено (л.д. 16-18).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом согласно ч. 1 ст. 48 указанного выше Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, глава муниципального района, возглавляющий одновременно местную администрацию, установив, что изданное им постановление от 03.04.2013 N 624-ПГ о представлении земельного участка Успенской Е.Н. в аренду противоречит требованиям действующего земельного законодательства, имел право отменить собственное постановление. На момент принятия оспариваемого постановления какие-либо правомочия, вытекающие из отмененного постановления, Успенской Е.Н. реализованы не были.
Ссылка заявительницы на произвольный характер оспариваемого постановления является несостоятельной: принимая решение об отмене ранее принятого постановления, орган местного самоуправления руководствовался положениями земельного законодательства РФ.
Так, в соответствии с п. 1, 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу указанных выше правовых норм земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду с соблюдением принципа равного доступа всех заинтересованных лиц к такому приобретению. Реализация принципа публичности при приобретении прав на землю осуществляется путем информирования населения через средства массовой информации и последующего проведения аукционов либо конкурсов по продаже прав на земельные участки - при поступлении нескольких заявок на один и тот же участок.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 16.03.2010 N 336-ПГ "О порядке размещения информационных материалов о проведении торгов (аукционов, конкурсов), о приеме заявлений о предоставлении земельных участков в муниципальной общественно-политической газете "Вперед"" официальным печатным изданием Сергиево-Посадского муниципального района, осуществляющим опубликование информации о предоставлении земельных участков в аренду, определена муниципальная общественно-политическая газета "Вперед".
Отказывая в удовлетворении заявленных Успенской Е.Н. требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в нарушение требований действующего законодательства и постановления Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 16.03.2010 N 336-ПГ информация о предоставлении в аренду испрашиваемого Успенской Е.Н. земельного участка не была опубликована в официальном печатном издании, доступном широкому кругу граждан: информация о предоставлении земельного участка в аренду была опубликована в специальном выпуске газеты "Вперед" от 21.03.2012 тиражом всего 320 экземпляров, распространяемом только по подписке, в то время как тираж основного выпуска газеты - 6700 экземпляров (л.д. 28, 29).
Данное обстоятельство не обеспечило доступности информации о предоставлении земельного участка, привело к ограничению числа претендентов на земельный участок, потенциально заинтересованных в его приобретении, соответственно, не повлекло для органа местного самоуправления правовых последствий, предусмотренных п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ.
Таким образом, оспариваемое заявительницей постановление вынесено компетентным органом, направлено на приведение возникших правоотношений в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленных Успенской Е.Н. требований.
Доводы апелляционной жалобы Успенской Е.Н. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Успенской Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.