Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего федерального судьи Немовой Т.А.,
федеральных судей Мертехина М.В., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Горчинской Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2015 года апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ N 28 по г. Москве и Московской области на решение Жуковского городского суда Московской области от 11 февраля 2015 года
по гражданскому делу по иску Бирюкова Виктора Васильевича к ГУ - УПФ РФ N 28 по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии,
заслушав доклад судьи Мертехина М.В.,
УСТАНОВИЛА:
Бирюков В.В. обратился в суд с указанным иском, указав, что ответчиком ему необоснованно было отказано в досрочном назначении пенсии. При этом в его специальный стаж и страховой стаж гражданской авиации не был включен период работы с 21.01.2003 года по 30.11.2004 года в должности начальника цеха по техническому обслуживанию самолетов и двигателей в Авиационно - технической базе "Летные испытания и производство им. В.С. Гризодубовой" (АТБ "ЛИиП им. В.С. Гризодубовой"), так как не представлены документы, подтверждающие, что обслуживаемые в данный период воздушные суда являются воздушными судами гражданской авиации.
Ответчик иск не признал.
Решением суда постановлено исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 27 п. 1 подп. 15 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
На основании пункта 1 подп. "и" Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459. Согласно Списка должностей инженерно-технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Из материалов дела следует, что решением комиссии ответчика от 01.09.2014 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и трудовой стаж работника.
Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке истец с 21.01.2003 года по 30.11.2004 года работал в должности начальника цеха по техническому обслуживанию самолетов и двигателей в Авиационно - технической базе "Летные испытания и производство им. В.С. Гризодубовой" (АТБ "ЛИиП им. В.С. Гризодубовой").
В справке уточняющей особый характер работы указано, что истец занимался работой по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Выполняемая работа: оперативное обслуживание воздушных судов гражданской авиации. Во внеаэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал.
Материалами дела подтверждается, что истец за время работы получал доплату за вредные условия труда (8%) и летное вознаграждение, предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. Работа в данных должностях выполнялись полный рабочий день (в объеме более 80 рабочего времени), при пятидневной рабочей недели, без совмещений профессий.
За время работы он сталкивался со вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия: синтетические полимерные материалы; локальная вибрация; производственный шум; работа на высоте; опасность поражения электрическим током. Основными задачами АТБ ОАО "Летные испытания и производство имени Гризодубовой В.С.", где проходила трудовая деятельность истца являлось: организация, обеспечение и осуществление технического обслуживания (ТО) воздушных судов (ВС) с полным (по перечню операций и глубине проверок) и своевременным выполнением работ на авиационной технике (по наработке или календарным срокам); поддержания установленного уровня летной готовности эксплуатируемых воздушных судов гражданской авиации; инженерно-авиационное обеспечение безопасности полетов; контроль Правил и норм летной и технической эксплуатации воздушных судов переданных в аренду.
Данные факты подтверждаются актом документальной проверки условий труда (л.д.107-111), справкой уточняющей особые условия труда от 11.04.2005 года N 2/к (л.д.39), формулярами самолета ИЛ-76 RA-76457 N 093421621 и формулярами двигателя самолета ИЛ-76 (л.д.41-54), выпиской из реестра самолетов ИЛ-76, которые обслуживал истец, картой-нарядом на обслуживание Бирюковым В.В. воздушных судов гражданской авиации Ил - 76 (л.д. 55-97).
Согласно сертификата соответствия N 2021030452 в системе сертификации гражданской авиации Российской Федерации - ОАО "ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВО им. В.С. ГРИЗОДУБОВОЙ" соответствует требованиям законодательства РФ по гражданской авиации и ему дается право производить техническое обслуживание авиационной техники в соответствии с Приложением к настоящему сертификату. Сертификат выдан руководителем органа по сертификации организаций по техническому обслуживанию авиационной техники Федеральной авиационной службы России (л.д.100). Федеральной авиационной службой России истцу было выдано свидетельство специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники серии R-I N 0014523 от 23.12.1997 года, согласно которого он допущен к выполнению технического обслуживания воздушных судов при полетах на воздушных линиях на самолетах ИЛ-76, ТУ-154. Федеральной авиационной службой России ему также выдан сертификат на право выполнения работ по обслуживанию данного воздушного судна. (л.д.20-28).
Согласно справки от 30.11.2004 года, выданной генеральным директором ООО АТБ "ЛИИП им. Гризодубовой В.С.", Бирюков В.В., в периоды с 21.01.2003 года по 30.11.2004 года действительно работал в ООО Авиационно-техническая база "Летные испытания и производство им. В.С. Гризодубовой" в должности начальника цеха по техническому обслуживанию самолетов ИЛ-76Т, Ил-76ТД и их систем, двигателей Д30КП, Д30КП-2, принадлежащим авиакомпаниям гражданской авиации, таким, как "ИЛАВИА", "АТЛАНТ-СОЮЗ", "АБАКАН-АВИА", "КРЫЛО", "АК им. В.С. Гризодубовой" и выполнял периодическое техническое, оперативно-техническое обслуживание вышеперечисленных типов самолетов и двигателей, согласно Регламента технического обслуживания самолетов ИЛ-76, ИЛ-76Т, ИЛ-76ТД, а также выполнял индивидуальные перечни ОКБ ОАО "ИЛ" по продлению ресурса самолета и его систем, лично выполнял гонку двигателей и регулировочные работы (л.д.101).
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в спорный период времени истец осуществлял работу, связанную с обслуживанием воздушных судов, в должности, предусмотренной Списком должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 459 от 04.09.1991 года, в течение полного рабочего дня, суд пришел к правильному выводу о включении в его специальный и страховой стаж спорных периодов его трудовой деятельности.
Судебная коллегия также находит верным вывод суда и в части назначения истцу досрочной трудовой пенсии с 31.08.2014 года.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Жуковского городского суда Московской области от 11 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.