Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре Портнове Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 июня 2015 года апелляционную жалобу Болтаева У.Б. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 20 января 2015 года по делу по заявлению Болтаева Умида Бекжоновича о признании незаконным решения УФМС России по Московской области от 13.08.2013 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя УФМС России по Московской области - Шинкаренко В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Гражданин Республики Узбекистан Болтаев У.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Московской области от 13.08.2013 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину, ссылаясь на то, что данное решение является незаконным, поскольку вынесено неуполномоченным органом; кроме того, статья 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не содержит бесспорного запрета на въезд иностранному гражданину на территорию РФ в случае нарушения российского миграционного законодательства.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель УФМС России по Московской области возражал против удовлетворения заявления.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 20 января 2015 г. в удовлетворении заявления Болтаеву У.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Болтаев У.Б. (в лице представителя) просит об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии со статьями 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; при этом к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции ООН от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 8 Конвенции).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 26 Федерального закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что гражданин Республики Узбекистан Болтаев У.Б., 13.12.1979 года рождения, в очередной раз прибыл на территорию Российской Федерации 05.04.2012 по миграционной карте со сроком действия до 03.07.2012 в порядке, не требующем получения визы, цель визита - частная, покинул территорию РФ 05.04.2013; соответственно, в период с 04.07.2012 по 05.04.2013, то есть 9 месяцев, находился на территории РФ без законных оснований и в отсутствие уважительных причин к этому. Доказательств отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы заявителем суду не представлено.
13.08.2013 УФМС России по Московской области было принято решение о неразрешении Болтаеву У.Б. въезда в Российскую Федерацию сроком до 05.04.2016.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у УФМС по Московской области имелись правовые основания для принятия в отношении Болтаева У.Б. решения о запрете въезда в Российскую Федерацию; запрет иностранному гражданину на въезд в Российскую Федерацию является в данном случае адекватной мерой государственного реагирования на допущенные нарушения в сфере миграционного законодательства. Права и свободы заявителя как иностранного гражданина не нарушены, какая-либо обязанность на него незаконно не возложена.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении требований Болтаева У.Б.
Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что суд первой инстанции не дал должной правовой оценки его доводу об отсутствии у органа ФМС России полномочий на принятие оспариваемого решения, не может быть принят во внимание в силу нижеследующего.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711, Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
Одной из основных задач ФМС России является осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (п. 2.5 Положения); при этом Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации, загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
В силу п. 7.16.5 Положения Федеральная миграционная служба осуществляет полномочия по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также об установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
На сегодняшний день ФМС России также входит в Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.01.2015 N 12.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Болтаева У.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.