Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 03 июня 2015 г. по делу N 33-12909/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Макаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2015 года апелляционную жалобу Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ) на решение Одинцовского городского суда Московской области от 14 ноября 2014 года по делу по заявлению Ланкиной С. А. о признании незаконным решения МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ от "данные изъяты" N "данные изъяты" во включении Ланкиной С.А. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возложении обязанности включить Ланкину С.А. в Реестр,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Ланкиной С.А.,
УСТАНОВИЛА:
Ланкина С.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ от "данные изъяты" N "данные изъяты" во включении Ланкиной С.А. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возложении обязанности включить Ланкину С.А. в Реестр.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что 27.05.2014 она обратилась в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: г. Зеленоград, мкрн. 9, корп. 901А. К заявлению Ланкиной С.А. были приложены все необходимые документы. Однако письмом от "данные изъяты" N "данные изъяты" МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ отказал Ланкиной С.А. во включении ее в Реестр на основании пункта 2 статьи 14 Раздела IV приложения N 2 "Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Заявитель полагает, что данный отказ не соответствует нормам действующего законодательства.
В судебном заседании заявитель Ланкина С.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ) Сидельникова О.А. с заявлением не согласилась.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 14 ноября 2014 года заявление Ланкиной С.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ не явился. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения Ланкиной С.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела усматривается, что 18.06.2007 между ООО "Центр программ развития" и Ланкиной С.А. был заключен договор уступки прав и обязанностей, по условиям которого ООО "Центр программ развития" уступает Ланкиной С.А. права и обязанности, принадлежащие ООО "Центр программ развития" на основании Договора N "данные изъяты" о соинвестировании строительства жилого дома по строительному адресу: "данные изъяты", заключенного ООО "Центр программ развития" с ООО "ВИРОМ-инвест", связанные с инвестированием в строительство и получением в собственность двухкомнатной квартиры по строительному адресу: "данные изъяты", общей площадью ориентировочно "данные изъяты", расположенной на 15 этаже вышеуказанного жилого дома (л.д. 11, 12-17).
Постановлением старшего следователя СЧ СУ УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по г. Москве Ланкина С.А. признана потерпевшей по уголовному делу N "данные изъяты", возбужденному в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного ст. 159.4 ч. 3 УК РФ (л.д. 21- 22).
Обратившись в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, Ланкина С.А. получила отказ, мотивированный тем, что ею не в полном объеме представлены документы, предусмотренные статьей 10 Раздела III приложения N 2 к приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403. На основании пункта 2 статьи 14 Раздела IV приложения N 2 к приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 Ланкиной С.А. отказано во включении в Реестр пострадавших граждан города Москвы (л.д. 24).
В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - установленная сфера деятельности).
Приказом Минрегионразвития России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (приложение N 1), и правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 2).
Согласно пункту 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ) является органом, уполномоченным на принятие решения о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в порядке, предусмотренном приказом Минрегионразвития России от 20.09.2013 N 403.
Пунктом 2 приложения N 1 к приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 установлены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, среди которых: признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к приказу от 20.09.2013 N 403 включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу.
В силу пунктов 9, 10 раздела III приложения N 2 к вышеуказанному приказу включение в Реестр осуществляется на основании заявления. К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы представляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.
Таким образом, приказом Минрегионразвития России от 20.09.2013 N 403 не предусмотрено представление заявителем в обязательном порядке документов, указанных в подпункте 6 пункта 10 раздела III приложения N 2 к данному приказу. При этом из системного толкования положений приказа усматривается, что гражданин подлежит включению в Реестр пострадавших при наличии одного или нескольких критериев, предусмотренных пунктом 2 приложения N 1 к приказу.
Пунктом 14 раздела IV приложения N 2 к приказу Минрегионразвития России от 20.09.2013 N 403 предусмотрено, что основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются: 1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил; 3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения; 4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", после вступления в силу Федерального закона от 17.05.2010 N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ об отказе Ланкиной С.А. во включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вынесено с нарушением закона. Обоснованность отнесения Ланкиной С.А. к числу граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, заинтересованным лицом не оспаривалась.
Судебная коллегия, соглашаясь с данным выводом, не усматривает оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ) не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 14 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (МОСКОМСТРОЙИНВЕСТ) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.