Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2015 года апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 27 ноября 2014 года по делу по заявлению Липченкова П. В. о признании незаконным и отмене постановления администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от "данные изъяты" N "данные изъяты", возложении обязанности поставить в очередь на получение субсидии,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Липченкова П.В.,
УСТАНОВИЛА:
Липченков П.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ и с учетом имевшего место уточнения требований просил отменить постановление администрации городского поселения Наро-Фоминск от "данные изъяты" N "данные изъяты" и поставить его на очередь на получение субсидии по программе "Молодая семья" на тот момент, когда он был исключен из очереди, присвоив тот же номер очереди (л.д. 17).
Свои требования заявитель мотивировал тем, что постановлением администрации городского поселения Наро-Фоминск от "данные изъяты" N "данные изъяты" его семья признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей".
23.01.2013 заявитель обратился в управление имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы".
Согласно уведомлению администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от "данные изъяты" N "данные изъяты" семья заявителя включена в состав участников данной подпрограммы.
В связи с изменением состава семьи заявителя постановлением администрации городского поселения Наро-Фоминск от "данные изъяты" N "данные изъяты" в вышеуказанное постановление администрации внесены изменения.
11.07.2014 на приеме начальника отдела Комитета по управлению имуществом заявителю сообщили, что его семья будет исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы" на основании п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 51 ЖК РФ.
21.07.2014 в связи с устными заявлениями об исключении в будущем семьи заявителя из состава участников указанной подпрограммы Липченков П.В. обратился с жалобой к главе Наро-Фоминского муниципального района Московской области и 29.08.2014 получил на нее ответ за N "данные изъяты" от "данные изъяты" с приложением постановления администрации городского поселения Наро-Фоминск от "данные изъяты" N "данные изъяты" которым семья заявителя снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей".
Заявитель считает данное постановление незаконным, необоснованным; немотивированным.
В судебном заседании заявитель Липченков П.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области Седова У.В. против удовлетворения заявления возражала.
Заинтересованное лицо Сасова Ю.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 27 ноября 2014 года заявление Липченкова П.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области, представитель Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, заинтересованное лицо Сасова Ю.Н. не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения Липченкова П.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от "данные изъяты" N "данные изъяты" Липченков П.В. с семьей, состоящей из шести человек (он, жена - Сасова Ю.Н., "данные изъяты" года рождения, сын - Липченков Ю.П., "данные изъяты" года рождения, сын - Липченков К.П., "данные изъяты" года рождения, сын - Липченков С.П., "данные изъяты" года рождения, сын - Липченков И.П., "данные изъяты" года рождения) признаны нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" (л.д. 14).
Решением рабочей группы по порядку формирования списка в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013-2015 годы (протокол заседания от "данные изъяты") семья Липченкова П.В. включена в указанные списки (л.д. 10).
В связи с изменением состава семьи заявителя постановлением администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от "данные изъяты" N "данные изъяты" в указанное постановление внесены изменения (л.д. 11).
Постановлением администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от "данные изъяты" N "данные изъяты" Липченков П.В. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей" в соответствии со ст. 56 ЖК РФ (л.д. 12).
На основании указанного постановления распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от "данные изъяты" N "данные изъяты" семья Липченкова П.В. исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" Наро-Фоминского муниципального района Московской области на 2014-2018 годы (л.д. 15).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В рассматриваемом случае основанием для снятия семьи заявителя с учета послужило наличие в собственности у отца заявителя - Липченкова В.М., 1/2 доли жилого дома, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "данные изъяты" (л.д. 37).
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). ...
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки ...
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Как следует из материалов дела, Липченков П.В. и его семья (жена и дети) были признаны нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" в соответствии с требованиями действующего законодательства, что не оспаривалось представителями заинтересованных лиц.
Вместе с тем, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия семьи заявителя с указанного учета у администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области не имелось.
Ссылка представителя администрации на наличие в собственности у отца заявителя - Липченкова В.М., 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, является несостоятельной, поскольку, как установил суд, Липченков В.М. с 2006 года проживает отдельно в указанном жилом доме, то есть в силу ст. 31 ЖК РФ не может быть признан членом семьи Липченкова П.В., и доказательства обратного суду не представлены.
При таких обстоятельствах постановление администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от "данные изъяты" N "данные изъяты" в части снятия Липченкова П.В. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей" является незаконным. Поэтому заявление Липченкова П.В. в этой части подлежит удовлетворению.
В то же время, требование заявителя о постановке в очередь на получение субсидии по программе "Молодая семья" не может быть удовлетворено, поскольку семья Липченкова П.В. на данный момент не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательствам к молодой семье: жене Липченкова П.В. - Сасовой Ю.Н., "данные изъяты" исполнилось 35 лет (л.д. 44-45).
С учетом изложенного постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных Липченковым П.В. требований.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 27 ноября 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление Липченкова П. В. удовлетворить частично.
Признать постановление администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от "данные изъяты" N "данные изъяты" незаконным в части снятия Липченкова П. В. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей".
В удовлетворении остальной части требований Липченкову П. В. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.