Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Адайкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
22 июня
2015 года частную жалобу ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на определение судьи Егорьевского городского суда Московской области от 30 апреля 2015 года об отказе в принятии заявления ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о признании незаконным предписания Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособлес" об устранении нарушений лесного законодательства N "данные изъяты" от 05.02.2015 г.,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене предписания N "данные изъяты" от 05.02.2015 г. об устранении нарушений лесного законодательства и о возмещении судебных расходов в виде государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований ОАО "ФСК ЕЭС" указало, что государственным лесным инспектором - и.о. начальника отдела ОЛО Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособлес" Викуловым В.Г. вынесено названное предписание об устранении нарушений лесного законодательства, согласно которому необходимо освободить просеку под ЛЭП от горючих материалов согласно пунктам 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417. Из составленного 17.02.2015 г. протокола об административном правонарушении следовало, что на момент осмотра 05.02.2015 г. ОАО "ФСК ЕЭС" древесину (спиленные деревья) сложило в штабеля у стены леса, создавая тем самым угрозу пожарной безопасности в лесах.
Определением судьи Егорьевского городского суда Московской области от 30 апреля 2015 г. в принятие указанного заявления отказано в связи с неподведомственностью дела суду общей юрисдикции.
В частной жалобе ОАО "ФСК ЕЭС" просит об отмене определения судьи, ссылаясь на его незаконность.
На основании части 3 статьи 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив представленный материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия считает определение судьи подлежащим отмене.
Отказывая в принятии заявления на основании положений п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, судья исходил из субъектного состава участников спора ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - юридическое лицо и должностное лицо, осуществляющее государственный лесной контроль и пожарный надзор, а также сферы их деятельности, и пришел к выводу, что данный спор в соответствии с частью 1 статьи 197 АПК РФ относится к подведомственности арбитражного суда.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом судьи, поскольку он сделан без учета характера возникшего спорного правоотношения и не основан на нормах процессуального законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В силу статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для разрешения спора по правилам АПК РФ (в частности, в порядке главы 24 этого Кодекса) споры должны носить экономический характер, возникать в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, причем одним из участников такого спора является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использующий эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае заявителем выступает юридическое лицо, а предметом спора - проверка законности предписания государственного лесного инспектора - участкового инспектора пригородного участкового лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособлес" об устранении нарушений правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; к требованиям пожарной безопасности относятся специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; а нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности предусмотрена статьей 37 указанного Федерального закона.
Из представленного материала следует, что ОАО "ФСК ЕЭС" оспаривает предписание предписания государственного лесного инспектора об устранении нарушений правил пожарной безопасности в лесах.
Каких-либо сведений о том, что нарушение ОАО "ФСК ЕЭС" правил пожарной безопасности в лесах связано с осуществлением деятельности, касающейся извлечения прибыли, в материале не имеется.
Государственный лесной инспектор, имеющий определенные властные полномочия, не использовал эти полномочия по отношению к ОАО "ФСК ЕЭС" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Следовательно, оспариваемое предписание выдано ОАО "ФСК ЕЭС" как участнику правоотношений в сфере пожарной безопасности в лесах, а не как субъекту предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением такой деятельности.
Таким образом, оспариваемое предписание не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах у судьи не имелось оснований для отказа в принятии заявления по мотиву подведомственности данного спора арбитражному суду, в связи с чем определение судьи подлежит отмене с направлением вопроса о принятии заявления ОАО "ФСК ЕЭС" к производству суда на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Егорьевского городского суда Московской области от 30 апреля 2015 г. отменить, направить материал в тот же суд со стадии принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.