Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 июля 2015 года частную жалобу ОАО "ФСК ЕЭС" на определение судьи Егорьевского городского суда Московской области от 28 апреля 2015 года об отказе в принятии заявления ОАО "ФСК ЕЭС" о признании незаконным и отмене предписания от 18.02.2015 N 5-040/2015 об устранении нарушений лесного законодательства.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "ФСК ЕЭС" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственного лесного инспектора ГКУ Московской области "Мособллес" от 18.02.2015 N 5-040/2015 об устранении нарушений лесного законодательства.
Определением судьи Егорьевского городского суда Московской области от 28.04.2015 в принятии заявления ОАО "ФСК ЕЭС" отказано со ссылкой на неподведомственность возникшего спора суду общей юрисдикции.
В частной жалобе ОАО "ФСК ЕЭС" просит об отмене данного определения.
Проверив представленный материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое определение подлежащим отмене в силу нижеследующего.
Как усматривается из представленного материала, предписанием N 5-040/2015 от 18.02.2015 государственный лесной инспектор ГКУ Московской области "Мособллес" обязал ОАО "ФСК ЕЭС" в срок до 26.03.2015 устранить нарушения лесного законодательства: освободить просеку под ЛЭП (Поминовское участковое лесничество, кв. 71, выд. 58,59) от горючих материалов согласно п. 21, п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.
ОАО "ФСК ЕЭС" не согласно с данным предписанием, указывая на его неисполнимость и возможное привлечение общества к административной ответственности за неисполнение предписания.
Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В пунктах 2, 5 ч. 1 ст. 29 АПК РФ Кодекса указаны рассматриваемые арбитражным судом дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Одновременно в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая ОАО "ФСК ЕЭС" в принятии заявления, судья исходил из того, что поскольку оспариваемым предписанием затрагиваются права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, возникший спор относится к компетенции арбитражного суда.
Вместе с тем, судья не учел, что возникший спор не связан с осуществлением заявителем предпринимательской либо иной экономической деятельности, а связан с соблюдением либо несоблюдением ОАО "ФСК ЕЭС" требований действующего законодательства в сфере природопользования и пожарной безопасности, в связи с чем подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
При таких данных обжалуемое определение об отказе в принятии заявления нельзя признать правомерным, оно подлежит отмене, вопрос о принятии заявления ОАО "ФСК ЕЭС" - передаче на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Егорьевского городского суда Московской области от 28 апреля 2015 года отменить, вопрос о принятии заявления ОАО "ФСК ЕЭС" передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.