Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Глумовой Л. А.
судей Ситниковой М. И., Алибердовой Н. А.,
при секретаре Мисикове Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 2 марта 2015 года апелляционную жалобу Арнаут Н.А. на решение Клинского городского суда Московской области от 10 декабря 2014 года по гражданскому делу по иску Арнаут Надежды Александровны к Администрации Клинского муниципального района о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма с учетом права ребенка инвалида на дополнительную жилую площадь,
заслушав доклад судьи Глумовой Л.А.
объяснения Арнаут Н.А., ее представителя Прокофьевой Т.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с указанным истом, в обоснование требований указала следующее. Истица Арнаут Н.А., 1981 г. рожд., её мать Трухина Т.Б., 1953 г. рожд., и дети Арнаут М.А., 2000 г. рожд., и Арнаут Н.А., 2006 г. рожд., в 1/4 доли каждый, являются собственниками 2-комнатной квартиры, общей площадью 44,00 кв.м, в том числе жилой - 28,10 кв.м, расположенной по адресу: "данные изъяты", на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 24.08.2006 и государственной регистрации права от 18.03.2009. (л.д. 8-11).
В данной квартире зарегистрированы 5 человек: кроме совладельцев квартиры, зарегистрирован муж истицы Арнаут А.Д., 1974 г. рожд. (л.д. 7).
На основании Постановления Главы Администрации Клинского муниципального района от 29.12.2010 г. N 200-ПГ, от г. N 154-ПГ, от 29.12.2011 г. N 155-ПГ "О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу" вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежит сносу. Таким образом, в связи с признанием всего жилого дома аварийным и подлежащим сносу, истец и его семья имеют право на получение вне очереди по договору социального найма другого жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в границах города Клин Московской области. Кроме того, сын Арнаут Н.А., 2006 г. рожд., является инвалидом детства и его заболевание входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь (п. 8 Перечня заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817).
На основании Постановления Главы Клинского района от 27.03.2012 года N 676 семья Арнаут Н.А. была зачислена на учет нуждающихся в жилье в Администрации Клинского муниципального района и поставлена на очередь. Таким образом, Арнаут Н.А. и ее семья, имеющая ребенка-инвалида, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании того, что: обеспеченность жильем на каждого члена их семьи менее учетной нормы, устанавливаемой органом местного самоуправления; дом, в котором они проживают, признан аварийным и подлежит сносу. В Клинском муниципальном районе норма предоставления общей площади жилого помещения для очередников по договору социального найма равна не менее 14 кв.м и не более 18 кв.м общей площади на каждого члена семьи. Таким образом, истица имеет право на получение от государства одной и той же меры социальной поддержки (обеспечение жилым помещением) по двум основаниям и черед один и тот же орган местного самоуправления - Администрацию Клинского муниципального района. Учитывая, что в семье есть ребенок-инвалид, этот вопрос должен разрешаться комплексно, с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь, что позволит семье истицы наиболее полно реализовать свои права. То есть, истице и членам ее семьи должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 64 кв.м, из расчета по 14 кв.м нормы предоставления жилья на 1 члена семьи, то есть 70 кв.м на 5 членов семьи, и 14 кв.м дополнительной жилой площади инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.Истица просит обязать Администрацию Клинского муниципального района предоставить истице и членам ее семьи (мать, муж, два сына) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 84 кв.м, находящееся в границах г. Клин Московской области, с учетом права ребенка-иналида на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании представитель истицы поддержал заявленные исковые требования.
Администрация Клинского муниципального района представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителя и указала, что возражает в удовлетворении иска, так как, согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, и, согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
Арнаут Н.А. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене.
Исходя из требований ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При этом в силу ст. 12, 67 ГПК РФ судом должны быть созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела; всесторонне, полно и объективно исследованы доказательства.
Судебная коллегия полагает, что решение суда указанным требованиям в обжалуемой части не соответствует, выводы суда противоречат имеющимся материалам дела.
Судом первой инстанции установлено.
Истица Арнаут Н.А., 1981 г. рожд., её мать Трухина Т.Б., 1953 г. рожд., и дети Арнаут М.А., 2000 г. рожд., и Арнаут Н.А., 2006 г. рожд., в 1/4 доли каждый, являются собственниками 2-комнатной квартиры, общей площадью 44,00 кв.м, в том числе жилой - 28,10 кв.м, расположенной по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Чайковского, д. 23, кв. 1, на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 24.08.2006 и государственной регистрации права от 18.03.2009. (л.д. 8-11). В данной квартире зарегистрированы 5 человек: кроме совладельцев квартиры, зарегистрирован муж истицы Арнаут А.Д., 1974 г. рожд. (л.д. 7).
На основании Постановления Главы Клинского района от 27.03.2012 года N 676 семья Арнаут Н.А. была зачислена на учет нуждающихся в жилье в Администрации Клинского муниципального района и поставлена на очередь.
Кроме того, сын Арнаут Н.А., 2006 г. рожд., является инвалидом детства и его заболевание входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь (п. 8 Перечня заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817).
На основании Постановлений Главы Клинского муниципального района от 29.12.2010 г. N 200-ПГ, от 29.12.2011 г. N 154-ПГ, от 29.12.2011 г. N 155-ПГ "О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу", вышеуказанный жилой дом, где проживает истица и члены её семьи, признан аварийным и подлежит сносу.
На основании Постановления Администрации Клинского муниципального района об изъятии в собственность муниципального образования "Клинский муниципальный район" жилых помещений в муниципальных жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, от 30.10.2013 N 2374, зарегистрированного в Управлении Росреестра по Московской области от 04.12.2013, наложено обременение на квартиру истицы.
На основании Постановления Главы Администрации Клинского муниципального района от 29.12.2010 г. N 200-ПГ, от г. N 154-ПГ, от 29.12.2011 г. N 155-ПГ "О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу" вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежит сносу. Многоквартирный жилой дом истицы признан аварийным и включен в адресную программу Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Московской области на 2013-2015 годы", утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 09.04.2013 года N230/13.
Рассматривая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку занимаемое истицей жилое помещение является собственностью ее и членов ее семьи, то ст. ст. 86, 89, 15 ЖК РФ, определяющие порядок предоставления жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, к данным правоотношениям не применимы. Суд указал, что Администрация Клинского района имеет право изъять жилое помещение, занимаемое семьей истицы, в связи со сносом, путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника, согласно п. 1 ст. 32 ЖК РФ. При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Администрации Клинского муниципального района предоставить истице и членам ее семьи (мать, муж, два сына) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь, в связи с признанием жилого дома, где находится занимаемое истицей на праве собственности жилое помещение, аварийным и его сносом.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку, в нарушение требований ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд не определил правоотношения сторон, подлежащий применению закон, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию и не дал оценки предоставленным сторонами доказательствам.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Кроме того, следует учитывать, что статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Порядок изъятия жилого помещения у собственника в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу урегулирован статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и предусматривает обязательное соблюдение установленной процедуры и сроков изъятия земельного участка.
При этом, как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 4 подпункта "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 21 декабря 2011 года N 1655-О-О реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку семья истицы принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, постановление Главы К. "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" не оспорено и Постановления Главы А. К. "данные изъяты" от "данные изъяты" N200-ПГ, от "данные изъяты" N154-ПГ, от "данные изъяты" N155-ПГ, также не оспорены и незаконными не признаны, жилое помещение, в котором истица проживает с членами своей семьи (всего 5 человек), признано непригодным для проживания, постольку у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке
(позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от "данные изъяты" N 45-КГ13-14; N56-КГ14-2 от "данные изъяты" года; N 12-КГ14-2 от "данные изъяты" года; Определение Верховного Суда РФ от "данные изъяты" N 56-КГ13-10)
Вывод суда о том, что на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии у собственника жилого помещения, в том числе в случае его сноса, может быть возложена лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), является несостоятельным.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не исключает и не может исключать такого обеспечения в порядке статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которой и были заявлены исковые требования Арнаут Н.А.
Право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения, являющемуся малоимущим.
Доводы ответчика, содержащиеся в возражениях на иск о том, что в данном случае подлежит применению пункт 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, нельзя признать правильным, поскольку требования в порядке указанной статьи не заявлялись. Таким образом положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае не применимы.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В Клинском муниципальном районе Московской области норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного члена семьи установлена - от 14 до 18 кв. м.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма подлежит переводу в нежилое или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Исковые требования о выселении Администрацией Клинского района не заявлены, в связи с чем положения о предоставлении равноценного жилого помещения не могут быть применены при рассмотрении указанного спора.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия полагает, что ответчик, издав указанные постановления и, признав истца малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, признал в установленном законом порядке ее право на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда на основании договора социального найма, а поскольку истица и члены ее семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилой дом, в котором проживает семья истицы, признан непригодным для постоянного проживания, в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ, требования истицы о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления являются правомерными и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинского городского суда Московской области от 10 декабря 2014 года - отменить.
Постановить новое решение.
Обязать Администрацию Клинского муниципального района предоставить Арнаут Надежде Александровне и членам ее семьи во внеочередном порядке благоустроенного жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 84 кв.м., находящееся в границах г. Клин Московской области с учетом права Арнаут Никиты Андреевича на дополнительную площадь.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.