Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Сидоренко М.И., судей Гомленко Н.К. и Гаджиева Б.Г.,
при секретаре Акимовой Л.Н.
при рассмотрении апелляционной жалобы представителя администрации городского округа "город Каспийск" Магомедова Р.А. на решение Каспийского городского суда РД от 28 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Сулимановой М. Р. к администрации ГО "город Каспийск", МАУ "МФЦ МО ГО "г. Каспийск" о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере "." руб. удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации ГО "город Каспийск" в пользу Сулимановой М. Р. задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере ".". из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, в остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сулиманова М. Р. обратилась в Каспийский городской суд с иском к Администрации ГО "город Каспийск", МАУ "МФЦ МО ГО "г. Каспийск" о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере "." руб.
В обосновании своего искового заявления Сулиманова М.Р. указала, что она является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ответчиками по данному делу являются Администрация г. Каспийск и МАУ "МФЦ" ГО "г. Каспийск". Денежные средства из Министерства финансов РД поступают в Администрацию г. Каспийск. В связи с тем, что они своевременно не предоставляют субсидии, вследствие затруднительного материального положения, ей стало очень сложно производить оплату за коммунальные услуги в полном объеме. Задолженность по предоставлению ему субсидий образовалась за период с ноября 2010 г. по февраль 2015 г. в размере "." рублей ( расчет МФЦ прилагается).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель главы администрации ГО "город Каспийск" Магомедов Р.А. просит решение суда отменить, т.к. судом не учтено, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов РД, которое недофинансировало выплату субсидий за последние годы, по его вине образовалась задолженность перед истцом.
Представитель администрации ГО " город Каспийск" и Сулиманова М.Р. надлежаще извещенные о дне и времени рассмотрения дела. в суд апелляционной инстанции не явились (Сулиманова М.Р. в апелляционной жалобе просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в отношении администрации ГО " город Каспийск" имеется почтовое уведомление).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч.1 ст. 155 настоящего Кодекса. Согласно указанной норме права, оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Правила предоставления субсидий в РФ регламентируются Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Согласно п. 6 Правил, финансирование расходов на предоставления субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 71 Правил).
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" постановлением Правительства Республики Дагестан от 26.08.2011 N 294 утвержден "Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан". Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на Министерство финансов Республики Дагестан и на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Согласно п.п. 6. 10. 11 и 12 "Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан", средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций. Министерство финансов Республики Дагестан перечисляет бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ "РЦС" предложений, составленных па основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан; осуществляет финансирование расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов па предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах; ежемесячно представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и ГУ "РЦС" сведения о перечисленных бюджетам муниципальных образований средствах на финансирование расходов по предоставлению субсидий. Финансирование расходов, связанных с доставкой и пересылкой субсидий гражданам, проживающим на территории Республики Дагестан, через кредитные организации, организации связи и кассы уполномоченных органов, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на обеспечение предоставления гражданам субсидий. Ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных для выплаты субсидий, несет администрация соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 5 Закона РД от 24.12.2007 N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Согласно п.п. 111, 112 Приказа Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития N 403 от 26.05.2006 г., финансирование расходов на обеспечении предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплачу (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.
Правильно применив указанные нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу, что надлежащим ответчиком по иску Сулимановой М.Р. является администрация ГО "город Каспийск", на которую вышеуказанными законами возложена обязанность по перечислению на лицевые счета граждан указанных субсидий.
Доводы жалобы представителя администрации ГО " город Каспийск" о том, что Министерством финансов РД недофинансировались денежные средства для выплат субсидий в муниципальный бюджет, не состоятельны. Право Сулимановой М.Р. на ежемесячное получение субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг установлено федеральным законом, которым право на получение субсидии малоимущими гражданами не связано с наличием или отсутствием средств на указанные цели в муниципальном бюджете и своевременностью перечисления этих средств из республиканского бюджета. К тому же, согласно со ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ, физические лица не являются участниками бюджетного процесса (они не относятся к получателям бюджетных средств, понятие которого дается и в ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ), поэтому возникшие между администрацией ГО "город Каспийск" и Минфином РД отношения по поводу своевременности перечисления субсидий из республиканского бюджета на них не распространяются.
Из материалов дела следует, что Сулиманова М.Р., согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности от 18.08.2009г. серии 05-АА N 217505, является собственником "адрес". Она признана получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, включена в списки на получение субсидии МАУ "МФЦ МО ГО " город Каспийск", начиная с ноября 2010 г. по настоящее время.
Согласно справке МФЦ ГО "город Каспийск" от 02.2015 г., Сулимановой М.Р. начиная с ноября 2010 г. по февраль 2015 г. не выплачена субсидия в размере 127 933,53 руб.( л.д. 3).
Указанный в справке размер задолженности по субсидии перед Сулимановой М.Р. не оспаривался ответчиком, не оспаривался также период задолженности.
Доводы жалобы о том, что Минфин РД должен быть привлечен в качестве соответчика и на него должна быть возложена обязанность исполнить свои обязательства перед администрацией ГО "город Каспийск" по выплате субсидий, не могут быть приняты во внимание, поскольку в качестве ответчика истцом Сулимановой М.Р. Министерство финансов РД не указано, судом Минфин РД также обоснованно не привлечен к участию по делу, т.к. согласно вышеуказанным законам обязанность перед гражданами по выплате субсидий лежит на соответствующем муниципальном органе ( по делу на администрации городского округа " город Каспийск", а не на Минфине Р).
Доводы жалобы об отсутствии вины администрации ГО "город Каспийск" перед Сулимановой М.Р. в несвоевременной выплате субсидии, также не состоятельны, т.к. в течение нескольких лет администрация ГО "город Каспийск" не предпринимала предусмотренные законом меры по своевременному получению субсидий из республиканского бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 п.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каспийского городского суда от 28 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГО "город Каспийск" Магомедова Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Сидоренко М.И.
Судьи Гомленко Н.К.
Гаджиев Б.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.