Судья Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимов М.М., рассмотрев заявление Муслимовой М.Ш., Гаджиевой Л.И., Графченко Ф.Ф., Камалова Г-Г.А., Халикова А.А., Камалова Ш., Куннуева Н.И., Муртаева А.Б., Султанахмедова Ш.А., Адильбекова А.К., Тагирова К.М., Буттаевой М.З., Ихаевой Н.А., Давидова Н.М., Кардашовой П.Ш., Мудуевой Г.А., Сунгурова Р.Г., Давыдова Н.М., Ванатиева М.Р., Магомедова И.Г., Ярахмедова Р.Я., Адамова А.О., Ванатиевой Г.М., Рамазановой Л.С., Кандишова С.Р., Кудуева М.Г., Аджамова С.А., Муслимова Ш.А. и Чавкарова В.Р. об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Муслимова М.Ш., Гаджиева Л.И., Графченко Ф.Ф., Камалов Г-Г.А., Халиков А.А., Камалов Ш., Куннуев Н.И., Муртаев А.Б., Султанахмедов Ш.А., Адильбеков А.К., Тагиров К.М., Буттаева М.З., Ихаева Н.А., Давидов Н.М., Кардашова П.Ш., Мудуева Г.А., Сунгуров Р.Г., Давыдов Н.М., Ванатиев М.Р., Магомедов И.Г., Ярахмедов Р.Я., Адамов А.О., Ванатиева Г.М., Рамазанова Л.С., Кандишов С.Р., Кудуев М.Г., Аджамов С.А., Муслимов Ш.А. и Чавкаров В.Р. (всего 29 заявителей) обратились в Верховный Суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным распоряжения Главы Республики Дагестан от 12 ноября 2014 года N 60-рг в части образования конкурсной комиссии для выработки предложений по совершенствованию музыкальной редакции официального государственного символа Республики Дагестан - Государственного гимна Республики Дагестан, а также о признании недействительным Положения о проведении открытого творческого конкурса по подготовке проекта Государственного гимна Республики Дагестан в части объявления конкурса на музыкальную редакцию Государственного гимна Республики Дагестан.
Рассмотрев заявление, нахожу его подлежащим отказу в принятии в части заявленных требований о признании незаконным распоряжения Главы Республики Дагестан от 12 ноября 2014 года N 60-рг.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
Оспариваемое заявителями распоряжение Главы Республики Дагестан N 60-рг от 12 ноября 2014 года, которым образована конкурсная комиссия для выработки предложений по совершенствованию музыкальной редакции и созданию текста Государственного гимна Республики Дагестан, утвержден состав конкурсной комиссии и определены ее задачи в виде разработки и утверждения положения о порядке проведения открытого творческого конкурса по совершенствованию музыкальной редакции и созданию текста Государственного гимна Республики Дагестан, а также организации широкого обсуждения предложений по совершенствованию музыкальной редакции и проектов текста гимна, очевидно не затрагивает какие-либо права и свободы заявителей, в связи с чем, заявление в этой части подлежит отказу в принятии.
Ссылка в заявлении на оскорбление оспариваемым распоряжением патриотических, гражданских и эстетических чувств заявителей не свидетельствует о нарушении их прав и свобод, и о наличии у них права на обращение в суд с заявлением об оспаривании распоряжения в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
То же заявление в части признания недействительным Положения о проведении открытого творческого конкурса по подготовке проекта Государственного гимна Республики Дагестан подлежит возвращению заявителям в связи с его неподсудностью Верховному Суду Республики Дагестан. "."
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Под органами государственной власти субъектов Российской Федерации в системе действующего законодательства Российской Федерации понимаются наделенные собственной компетенцией законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Под органами местного самоуправления, в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 3 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение и гарантированных государством.
Нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, либо органом местного самоуправления, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предметам его ведения.
Согласно распоряжения Главы Республики Дагестан от 12 ноября 2014 года N 60-рг полномочия по разработке и утверждению положения о порядке проведения открытого творческого конкурса по совершенствованию музыкальной редакции и проектов текста Государственного гимна Республики Дагестан возложены на конкурсную комиссию, состав которой утвержден этим же распоряжением.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что образованная распоряжением Главы Республики Дагестан от 12 ноября 2014 года N 60-рг конкурсная комиссия не является субъектом нормотворческой деятельности (органом государственной власти, органом местного самоуправления либо должностным лицом), управомоченным на принятие правовых норм, в связи с чем, утвержденное ею Положение о проведении открытого творческого конкурса по подготовке проекта Государственного гимна Республики Дагестан, не является нормативным правовым актом, т.к. не содержит рассчитанных на неоднократное применение общеобязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, в связи с чем, не порождает правовых последствий и не затрагивает права и законные интересы заявителей, что исключает возможность его проверки в порядке нормоконтроля по правилам, предусмотренным главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 ГПК РФ дела об оспаривании ненормативных актов не относятся к подсудности верховных судов республик.
Согласно ч. 1 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134, пунктом 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в принятии заявления Муслимовой М.Ш., Гаджиевой Л.И., Графченко Ф.Ф., Камалова Г-Г.А., Халикова А.А., Камалова Ш., Куннуева Н.И., Муртаева А.Б., Султанахмедова Ш.А., Адильбекова А.К., Тагирова К.М., Буттаевой М.З., Ихаевой Н.А., Давидова Н.М., Кардашовой П.Ш., Мудуевой Г.А., Сунгурова Р.Г., Давыдова Н.М., Ванатиева М.Р., Магомедова И.Г., Ярахмедова Р.Я., Адамова А.О., Ванатиевой Г.М., Рамазановой Л.С., Кандишова С.Р., Кудуева М.Г., Аджамова С.А., Муслимова Ш.А. и Чавкарова В.Р. в части заявленных требований о признании незаконным распоряжения Главы Республики Дагестан от 12 ноября 2014 года N 60-рг.
То же заявление в части требований о признании недействительным Положения о проведении открытого творческого конкурса по подготовке проекта Государственного гимна Республики Дагестан вернуть заявителям в связи с неподсудностью дела Верховному Суду Республики Дагестан.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховный суда Республики Дагестан в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.