Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Бредихиной С.Г., Костогладовой О.Г.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Н.А.М. на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 марта 2015 года
по делу по заявлению Н.А.М. об оспаривании решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, обязании устранить допущенное нарушение
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.А.М. состоял в зарегистрированном браке с Ч.И.В., в браке у них родилось трое детей: 2003,2008,2009 года рождения. ДД.ММ.ГГ Ч.И.В. в соответствие с поданным заявлением принята на учет и включена в перечень граждан, имеющих трех и более детей для приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. 27 января 2015 года Ч.И.В. умерла.
10 февраля 2015 года заявитель обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству с заявлением о перерегистрации очереди супруги по дате постановки на учет умершего очередника, однако решением комиссии от 12 февраля 2015 года в удовлетворении заявления отказано, Ч.И.В. снята с учета и исключена из перечня граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельный участок. Заявитель считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку предоставление земельного участка происходит на семью, а не конкретному гражданину, указанному в заявлении. Отсутствие в законе положений о возможности перерегистрации очереди по дате постановки умершего очередника не может являться основанием для отказа, поскольку прямого запрета на это не имеется. Исключение Ч.И.В. из перечня и отказе в перерегистрации нарушает права заявителя, поскольку в случае подачи им заявления семья будет поставлена в конец очереди, а это более 2000 очередников. До смерти супруги очередь была под номером 179, при этом, с 2012 года очередь сократилась с 370 до 179.
В связи с чем, заявитель, обратившись в суд с заявлением просил признать незаконным отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в восстановлении в очереди и включении в перечень граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки по дате умершего очередника Ч.И.В., обязании восстановить в очереди.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 марта 2015 года заявление Н.А.М. об оспаривании решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, обязании устранить допущенное нарушение оставлено без удовлетворения в полном объеме.
На указанное решение заявителем подана апелляционной жалоба, в которой ответчик просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что предоставление земельного участка происходит на семью, а не конкретному гражданину, указанному в заявлении. Согласно утвержденному порядку, основанием для бесплатного получения земельного участка без торгов в границах муниципального района или городского округа по месту проживания является наличие трех и более детей. Таким образом, супруги, имеющие трех и более детей, имеют равные права по постановке на учет и включению в перечень граждан состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки, поскольку земельный участок предоставляется семье в целом.
Снятие с учета граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки согласно п.2.6 Порядка осуществляется на основании заявления гражданина либо на основании решения о предоставлении земельного участка, принятого в соответствии со ст. 2.3 Закона N 88-ЗС, а также в случае утраты гражданином оснований для получения в соответствии с указанной статьей земельного участка. Основанием для предоставления земельного участка является наличие трех детей, таким образом, под утратой основания для предоставления гражданину земельного участка подразумевается изменение количества детей (менее трех). Указанный перечень оснований для снятия с учета является исчерпывающий и расширенному толковании не подлежит. Смерть гражданина в качестве основания для снятия с учета в указанном перечне отсутствует и таковым не является, так как в очереди на бесплатное получение земельного участка, по сути, стоит именно семья.
Полагает, что отсутствие в законе Алтайского края и Порядке положения о возможности перерегистрации супруга на учет по дате постановке на учет умершего очередника не может являться основанием для отказа в перерегистрации по дате умершего очередника, поскольку прямого запрета на указанное правопреемство закон Алтайского края 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" и Порядок не содержит.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, выслушав заявителя Н.А.М. настаивавшего на доводах жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Ч.И.В. обратилась с заявление 07.02.2012 г. о постановке на учет в качестве желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с законом Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", так как относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, указанных в части 1 статьи 2.3 Закона N 88-ЗС.
09 февраля 2012 комиссией по учету граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства принято решение о постановке Ч.И.В. на учет и включении в перечень граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки.
Согласно свидетельству о смерти, Ч.И.В. умерла 27 января 2015 года.
Н.А.М. с 31 августа 2007 года состоял в зарегистрированном браке с Ч.И.В. От брака у супругов имеется трое детей: Н.С.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, Н.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, Н.М.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о браке, свидетельствами о рождении детей.
10 февраля 2015 года Н.А.М. обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству с заявлением о перерегистрации очереди супруги на его имя по дате постановки на учет Ч.И.В.
Согласно выписки из протокола от 12 февраля 2015 года *** заседании комиссии по учету граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на основании ст. 2.3 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС, комиссией принято решение о снятии Ч.И.В. с учета и исключении из перечня граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение комиссии от 12 февраля 2015 года о снятии Ч.И.В. с учета и исключении из списка граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участка, является законным, поскольку смерть очередника является основанием для снятия его с учета, так как правоотношения по предоставлению земельного участка в связи со смертью прекращаются, а Законом Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", Порядком предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с Законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 11.11.2011г. N 649, перерегистрация супруга (супруги) на учет в качестве желающего приобрести земельный участок, по дате постановки на учет умершего очередника, не предусмотрена.
Судебная коллегия, исходя из доводов апелляционной жалобы, не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.3 Закона Алтайского края от 16.12.2002г. N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное получение в собственность без торгов земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Земельные участки предоставляются гражданам в границах муниципального района или городского округа, на территории которых они постоянно проживают, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет и наличия свободных земель, с учетом положений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Повторное предоставление земельных участков, осуществляемое в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов: ежегодно устанавливают количество, местоположение и площадь земельных участков, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящей статьей; осуществляют учет граждан, желающих приобрести земельные участки, на основании их заявлений.
Порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 11.11.2011г. N 649.
Согласно пункта 1.2 Порядка земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам в границах муниципального района или городского округа, на территории которых они постоянно проживают. Земельные участки предоставляются в порядке очередности, исходя из времени постановки граждан на учет и наличия свободных земель, с учетом положений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2.1 вышеуказанного Порядка, учет и ведение перечня граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на основании заявлений граждан.
Пунктом 2.2. Порядка предусмотрено, что к заявлению гражданина прилагаются следующие документы: копии паспорта гражданина Российской Федерации - заявителя, его (ее) супруги (супруга) (при наличии) или документов, его заменяющих; копии свидетельств о рождении детей, об усыновлении (удочерении) ребенка; выписка из домовой книги; справка о непредоставлении ранее заявителю, его (ее) супруге (супругу) земельного участка на основании статьи 2.3 закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", выданная органом, осуществляющим предоставление земельных участков (в случае изменения постоянного места жительства).
В пункте 2.6 Порядка установлены основания для снятия с учета граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки, которым являются:
заявление гражданина о снятии с учета;
решение о предоставлении земельного участка, принятое в соответствии со статьей 2.3 закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков";
утрата гражданином оснований для получения земельного участка в соответствии со статьей 2.3 закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
При этом достижение ребенком 18-летнего возраста не является основанием для снятия с учета.
Согласно п.п.1ст.2 Закона Алтайского края от 29.12.2006 N148 "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае" в редакции от 31.10.2008г. многодетная семья-семья, имеющая и воспитывающая трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Указом Президента от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано
разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 N 1119-р утвержден прилагаемый комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, который включает в себя меры бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющих 3 и более детей.
Комиссией по учету граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула при рассмотрении заявления Н.А.М. супруга Ч.И.В. о перерегистрации очереди на его имя по дате постановки на учет Ч.И.В., было принято решение о снятии с учета и исключении из перечня граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки Ч.И.В. в связи с утратой оснований для получения земельного участка в соответствии со статьей 2.3 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС.
Между тем, пункт 2.6 Порядка регламентирующий основания для снятия с учета граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки, предусматривает исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки.
Как следует из выписки из протокола от 12.02.2015 года комиссия пришла к выводу, что Закон Алтайского края и Порядок не предусматривают возможности перерегистрации супруга (супруги) на учет в качестве желающего приобрести земельные участок по дате постановке на учет умершего очередника.
Вместе с тем, комиссией не учтено, что не смотря на смерть супруги заявителя, матери детей, семья продолжает оставаться многодетной.
Принятым решением от 12.02.2015 года Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула фактически снял с учета многодетную семью заявителя из числа граждан, желающих приобрести земельные участки в собственность, тем самым нарушив права заявителя и права его детей. В связи с чем, отказ в удовлетворении заявления Н.А.М. о перерегистрации очереди на его имя по дате постановке на учет Ч.И.В. не соответствует закону и нарушает права многодетной семьи состоять на учете. При этом коллегия учитывает, что комиссией ранее в рамках реализации полномочий принято решение о постановке Ч.И.В. на учет и включении в перечень граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки, при этом комиссия исходила из того, что семья отвечает критериям, при наличии которых возможна постановка не учет, в данном случае разрешается вопрос о замене Ч.И.В., супруги заявителя, которая стояла на учете, на заявителя.
Доводы отказа о том, что в порядке наследования право на получение земельного участка не может быть передано, так как такое право неразрывно связано с личностью, не входит в состав наследства и наследованию не подлежат, основаны на неправильном толковании норм материального права и обстоятельств дела, поскольку заявителем оспаривалось не право на земельный участок, оно не возникло, а право на включение в очередь.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу Н.А.М. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей.
Руководствуясь ст.ст. 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 марта 2015 года отменить, принять новое решение.
Признать отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула об отказе в перерегистрации очереди на имя Н.А.М. по дате постановке на учет Ч.И.В. от 12.02.2015 года незаконным.
Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула произвести перерегистрацию очереди Ч.И.В. на имя Н.А.М. по дате постановке на учет Ч.И.В..
Взыскать с Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в пользу Н.А.М. расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб. 00 коп.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.