Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Шомахова Р.Х.
судей - Жернового Е.И. и Пазовой Н.М.
при секретаре - Кишевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным представления заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устранении нарушений действующего законодательства" в части,
по апелляционному представлению Прокуратуры КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту - Управление), обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устранении нарушений действующего законодательства" в части (далее - Представление). По мнению заявителя, оспариваемое представление заместителя прокурора КБР о нарушении государственными служащими Управления законодательства РФ, направленное непосредственно начальнику Управления Министерства юстации РФ по КБР, незаконно возлагает на Управление обязанность, тем самым нарушая его права, а также - препятствует исполнению государственными гражданскими служащими Управления служебных обязанностей, ставя под сомнение их профессиональные, деловые качества, честь и достоинство.
В обоснование заявленных требований Управление указало следующее.
В результате проведенной Прокуратурой КБР проверки Управления выявлены факты несоответствия уставов отдельных некоммерческих организаций требованиям законодательства Российской Федерации, а также - нарушения Управлением требований федерального законодательства и Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Административный регламент) в части осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
В Представлении указано, что Управлением при государственной регистрации Кабардино-Балкарской общественной организации "Еврейский общественный национально-культурный центр "Товуши" безосновательно дана положительная оценка о соответствии ее Устава требованиям законодательства РФ, тогда как пункт 3.2. Устава указанной организации противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в части необоснованно увеличенного срока, в течение которого некоммерческая организация обязана представить в уполномоченный орган информацию о смене юридического адреса.
Кроме того, в Представлении Прокуратуры КБР содержится указание на нарушение Управлением пункта 68 Административного регламента в части не пополнения в инициативном порядке базы информационного портала Минюста России в информационно-коммуникационной сети "Интернет" сведениями о представляемых некоммерческими организациями ежегодных отчетах, а также не внесении указанных сведений в автоматизированную информационную систему учета некоммерческих и религиозных организаций (АИС УНРО).
В качестве нарушения Прокуратурой КБР отмечено отсутствие должной государственной регистрации трех религиозных организаций - Верхне-Чегемского сельского поселения и сельского поселения Хушто-Сырт.
В Представлении прокуратура ссылается на ненадлежащее исполнение Управлением надзорно-контрольных полномочий в сфере некоммерческих организаций, выразившееся в оставлении вне поля зрения факта несвоевременного представления сведений о продолжении своей деятельности Кабардино-Балкарской региональной общественной организацией "Центр экологии, рекреации и горной подготовки".
Указанное явилось основанием для внесения Прокуратурой КБР в адрес Управления представления от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устранении нарушений действующего законодательства", которым Управлению предписано принять меры по устранению и недопущению впредь допущенных нарушений закона.
В судебном заседании представитель заявителя, действующая по доверенности, дала пояснения, в основном аналогичные содержанию заявления, поддержала требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель Прокуратуры КБР в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Управлением требований, просил их отклонить за необоснованностью, полагая оспариваемое представление законным и обоснованным.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
Заявление Управления Министерства юстиции РФ по КБР о признании незаконным представления заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устранении нарушений действующего законодательства" в оспариваемой части удовлетворить.
Признать не соответствующим закону представление заместителя прокуратура КБР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устранении нарушений действующего законодательства", в части:
- указания о непринятии предусмотренных мер реагирования и ненадлежащем исполнении Управлением Министерства юстиции РФ по КБР контрольно - надзорных полномочий за деятельностью некоммерческих организаций в связи с не установлением наличия в уставе Кабардино-Балкарской общественной организации "Еврейский общественный национально-культурный центр "Товуши" положений, противоречащих статье 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части необоснованного увеличения установленного срока информирования уполномоченного органа об изменении юридического адреса;
- указания о нарушении Управлением Министерства юстиции РФ по КБР пункта 68 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, выразившегося в не пополнении базы информационного портала Минюста России в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и ведомственной Автоматизированной информационной системы учета некоммерческих и религиозных организаций сведениями о представляемых некоммерческими организациями отчетах;
- указания о ненадлежащем исполнении Управлением Министерства юстиции РФ по КБР контрольно - надзорных полномочий за деятельностью некоммерческих
организаций, выразившихся в нарушении требований части 1 статьи 11 Федерального закона от26.09.1997N125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в связи с отсутствием государственной регистрации действующих 3 религиозных организаций - Верхне-Чегемского сельского поселения и сельского поселения Хушто-Сырт;
- указания об оставлении вне поля зрения Управления Министерства юстиции РФ по КБР и отсутствии мер реагирования в связи с нарушением Кабардино-Балкарской региональной общественной организацией "Центр экологии, рекреации и игорной подготовки" установленных сроков представления отчетов о продолжении своей деятельности.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением, Прокуратура КБР подала на него апелляционное представление, в котором просила решение суда отменить и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В представлении указывается, что обжалуемое решение является незаконным, не основанным на исследованных материалах дела и представленных доказательствах, в связи с чем подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд полагает, что оспариваемое представление в рассматриваемой части внесено надзорным органом без учета того обстоятельства, что противоречие Устава Кабардино-Балкарской общественной организации "Еврейский общественный национально-культурный центр "Товуши" требованиям Федерального закона N82-ФЗ "Об общественных объединениях" выявлено Управлением самостоятельно в результате анализа учредительных документов центра "Товуши", проведенного Управлением ДД.ММ.ГГГГ (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ N512), то есть, до проведения прокурорской проверки и явилось одним из оснований подачи Управлением ДД.ММ.ГГГГ в Нальчикский городской суд искового заявления о признании указанной организации прекратившим деятельность в качестве юридического лица.
Между тем, не принято во внимание то обстоятельство, что при проведении прокурорской проверки, указанная служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ N не была представлена проверяющему, в проверочном и регистрационном делах названной организации она не содержалась, в ответе на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ ссылки на нее не имеется. При этом в материалах регистрационного дела содержится положительное заключение Управления от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации "Товуши". Указанные нарушения не были выявлены Управлением и в ходе плановой документарной проверки, проведенной в ноябре 2014 года.
Кроме того, судом необоснованно поддержаны доводы заявителя о направлении ДД.ММ.ГГГГ в суд искового заявления в отношении НКО "Товуши" с отражением в нем нарушений, указанных в представлении прокурора, поскольку само заявление от ДД.ММ.ГГГГ года, поступило в суд только ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. после прокурорской проверки, проведенной с 25 по ДД.ММ.ГГГГ года. При этом данное заявление, вопреки необоснованным утверждениям суда и Управления, не содержит ни одной ссылки на нарушения законодательства, связанные с содержанием в Уставе указанной некоммерческой организации противоречащих законодательству положений.
Также не обоснованы выводы суда относительно реализации
Управлением полномочий по пополнению ведомственной автоматизированной системы учета некоммерческих и религиозных организаций (АИС УНРО).
В ходе проведенной проверки было установлено, что из подлежащих представлению до ДД.ММ.ГГГГ отчетов о продолжении деятельности 770 некоммерческими организациями, соответствующие сведения представлены лишь 617. Управлению вменялось отсутствие должной работы по возложению обязанности предоставить оставшимися организациями отчетность и внесению их в соответствующую базу АИС УНРО.
Указанные доводы судом и заявителем не оспариваются, а нарушения не устранены.
Не состоятельны выводы суда также относительно сведений о проделанной работе и принятых мерах иными прокурорами городов и районов республики.
Выявленные прокурором "адрес" нарушения, связанные с отсутствием должной регистрации трех религиозных организаций Верхне-Чегемского сельского поселения и с. "адрес", были отражены в оспариваемом представлении в порядке информации и не вменялись непосредственно заявителю как нарушения.
Внесенное представление прокуратуры "адрес" было рассмотрено в ДУМ в КБР, признано законным и обоснованным.
Не обоснованы выводы суда и относительно ненадлежащего исполнения Управлением контрольно-надзорных полномочий в отношении некоммерческих организаций "адрес".
Суд первой инстанции, не приняв во внимание данный факт и те обстоятельства, что Управлением не принимаются достаточные меры административного характера в отношении действующих НКО (свыше 700), признал представление незаконным.
Таким образом, представление заместителя прокурора КЬР от ДД.ММ.ГГГГ N отвечает требованиям закона по форме и содержанию, вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением необходимой процедуры и при наличии предусмотренных законом объективных и достаточных оснований.
Действующее гражданское процессуальное законодательство требует всестороннее и полное исследование доказательств, установление фактических обстоятельств и правильное применение норм права при рассмотрении и разрешении гражданского дела.
Между тем, указанные требования судом не соблюдены, а описательно-мотивировочная часть судебного постановления, в нарушение ч.1 ст.67 ГПК РФ, практически полностью дублирует позицию заявителя, отраженную в соответствующем заявлении.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. ст. 1 и 21 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении такого надзора прокуроры вправе осуществлять проверки исполнения законов, а в случае обнаружения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель в силу ст. 24 названного Закона вправе принести представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В своей деятельности Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике руководствуется Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 26 (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N N).
Как следует из п.п. 65 п. 6 Положения, Управление осуществляет контроль, в том числе за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям и законодательству Российской Федерации.
Согласно п.п. 73 п. 6 Положения Управление по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (Зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N N).
В силу п.3 Административного регламента предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является:
1) соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;
2) соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;
3) соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;
4) соблюдение религиозными организациями устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствие деятельности религиозных организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;
5) соответствие деятельности филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам.
Основанием (критерием) для принятия решения о мерах по результатам контроля является выявление при осуществлении административных процедур, предусмотренных пунктом 26 Административного регламента, несоответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), нарушения законодательства Российской Федерации (п.77).
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N Управление Министерства Юстиции России по КБР не вправе требовать от перечисленных в представлении прокурора некоммерческих организаций вносить изменения в уставы, поскольку эти изменения относится к исключительной компетенции руководящего органа организации.
С учетом имеющейся информации и на основании п. 5 ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 82-ФЗ от 19.05.1995 "Об общественных объединениях", Управление неоднократно в 2013 и 2014 годах выносило в адрес общественной организации "Еврейский общественный национально-культурный центр "Товуши" письменные предупреждения, обязывающие устранить допущенные нарушения. О результатах устранения нарушений необходимо было письменно проинформировать Управление. За неисполнение предписаний Управления, НКО "Товуши" в 2014 г. дважды подвергалось административному наказанию в виде штрафа за нарушение предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Управления. Общественная организация "Еврейский общественный национально-культурный центр "Товуши" признана прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица. В решении указывалось, что Управлением ДД.ММ.ГГГГ выявлено противоречие пункта 3.2 Устава общественной организации "Еврейский общественный национально-культурный центр "Товуши" требованиям ст. 29 Федерального закона "Об общественных организациях" в части необоснованного увеличения установленного срока информирования уполномоченного органа об изменении юридического адреса некоммерческой организации.
Представление прокуратуры КБР Управлению внесено ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. после того как нарушение в Уставе НКО "Товуши" было выявлено Управлением по собственной инициативе. Следовательно, в указанной части внесение представления не требовалось.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционного представления об оставлении вне поля зрения Управлением факта несвоевременного представления сведений о продолжении своей деятельности Кабардино-Балкарской общественной организацией "Центр экологии, рекреации и горной подготовки".
ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ в адрес общественной организации "Центр экологии, рекреации и горной подготовки" направлялись письменные предупреждения в которых указывалось на нарушения статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в связи с непредставлением сведений о продолжении деятельности. ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом Управления Шогеновой З.М. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, выразившемся в непредставлении в государственный орган сведений (информации), предусмотренной законом.
После обращения в суд Управления с иском к общественной организации "Центр экологии, рекреации и горной подготовки", ДД.ММ.ГГГГ решением Нальчикского городского суда прекращена деятельность указанной общественной организации.
Представление зам. прокурора КБР в указанной части не правомерно.
Не основано на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам представление и в части отсутствия регистрации трех религиозных организаций Верхнее-Чегемского сельского поселения и с. "адрес".
Создание некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", специальными законами об отдельных видах некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя) (п. 2 ст. 13 Закона).
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Согласно сведениям в регистрационном деле N местная религиозная мусульманская организация "адрес" зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ Устав организации утвержден Духовным управлением мусульман КБР ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно ответу и.о. главы местной организации Чегемского муниципального района заместителю начальника Управления МЮ РФ по КБР от ДД.ММ.ГГГГ на территории Верхне-Чегемского сельского поселения в населенных пунктах Булунгу и Эльтюбю зарегистрированных религиозных групп не имеется (л.д. N).
Поскольку данных об учреждении религиозных некоммерческих организаций в населенных пунктах Булунгу и Эльтюбю в деле не имеется, представление прокуратуры КБР в указанной части не имело никаких оснований.
В соответствии с п. 3.2 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 252 утвержден Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций (далее - Порядок). Порядок разработан во исполнение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ и регулирует вопросы размещения в сети Интернет отчетов некоммерческих организаций о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России или его территориальный орган, и сообщений некоммерческих организаций о продолжении своей деятельности.
В силу п. 3 Порядка отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет).
Пункт 4 Порядка указывает, что направление отчета или сообщения для размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет производится путем заполнения содержащейся на сайте формы отчета или сообщения либо посредством прикрепления файла, содержащего заполненный отчет или сообщение. Датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним (п. 5 Порядка).
Размещение отчетов о деятельности или сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (http://www.minjust.ru/), приравнивается к исполнению обязанностей некоммерческих организаций, предусмотренных пунктами 3 - 3.2 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
В соответствии с п. 1 Административного регламента, проверки проводятся в отношении всех некоммерческих организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 68 Административного регламента предусматривает, что после завершения рассмотрения отчета специалист помещает его в соответствующий том номенклатурного дела, в котором хранятся документы некоммерческой организации.
Специалист вносит сведения о представлении некоммерческой организацией отчета в соответствующую учетную запись автоматизированной системы учета некоммерческих и религиозных организаций.
Действие совершается не позднее дня, следующего за днем окончания рассмотрения отчета.
В оспариваемом представлении указывается, что на официальном сайте УМЮ России по КБР соответствующие сведения представлены 617 некоммерческими организациями из подлежащих 770 (за исключением 73 НКО, зарегистрированных в 2014 году). В нарушение п.68 Административного регламента N указанная база не пополнена.
В заявлении Управления Минюста Российской Федерации по КБР о признании незаконным представления заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устранении нарушений действующего законодательства" утверждается, что отчеты некоммерческих организаций в полном объеме (в том числе размещенные на портале Минюста России) своевременно внесены и интегрированы федеральными государственными гражданскими служащими Управления в ведомственную систему АИС УНРО. В ходе проверки, явившейся основанием для внесения оспариваемого представления, проверяющим прокурором ведомственная система АИС УНРО Управления вообще не исследовалась, что объективно подтверждается сведениями журнала учета проверок некоммерческих организаций Управления.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В материалах дела отсутствуют сведения об отсутствии отчетов конкретных некоммерческих организаций, их наименование, юридический адрес (770-617-73=80). Таким образом, в отсутствие доказательств неисполнения специалистами Управления своих обязанностей, предусмотренных Административным регламентом, судебная коллегия не может считать доказанным довод прокуратуры КБР в указанной части.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти.
Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации. (Приказ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N, ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
В п. 17 Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 195 (в ред. Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 39) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" содержится требование: "Исключить случаи внесения прокурорами субъектов Российской Федерации актов реагирования непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, имея в виду, что надзор за их деятельностью осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации; проект акта прокурорского реагирования и копии документов, подтверждающих его обоснованность, представлять в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации".
В нарушение требований Приказа N 195 заместителем прокурора КБР Маховым А.Л. в адрес руководителя федерального органа исполнительной власти, начальника Управления Министерства юстиции России по КБР вынесен акт прокурорского реагирования - представление об устранении нарушений действующего законодательства. Данный факт следует расценивать как действие нарушающее права Управления.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Управления.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление Прокуратуры КБР - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Шомахов
Судьи Н.М. Пазова
Е.И. Жерновой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.