Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда по делу N 33-10185/2015
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Малининой Н.Г.
судей
Кордюковой Г.Л.
Охотской Н.В.
при секретаре
" ... "
рассмотрела в судебном заседании "дата" гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Р.А. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Р.А. к Государственному учреждению Санкт-Петербургскому Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на получение выплат за приобретенное средство технической реабилитации, признании незаконным уклонения от выплаты компенсации в полном объеме, взыскании компенсации за приобретенное технического средства реабилитации, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г., истицу Р.А. и представителя истца О.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Т.В., возражавшую против апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Р.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Санкт-Петербургскому Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании за ней права на получение выплат за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации в виде кресла-коляски с электроприводом модели Champ 1.594, признании незаконным уклонения ответчика от выплаты компенсации в полном объеме, обязании выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации на основании индивидуальной программы реабилитации в размере " ... "., взыскании компенсации морального вреда в сумме " ... "., судебных расходов в сумме " ... ".
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что согласно индивидуальной программы реабилитации от "дата" г., она приобрела кресло-коляску с электроприводом модели Champ 1.594 за " ... "., обратилась с заявлением в Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о выплате компенсации, ей были перечислены денежные средства в размере " ... "
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" Р.А. отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Р.А. просит отменить решение суда как незаконное, необоснованное, в связи с неправильным применением норм материального права.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя 3-го лица ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"", поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие его надлежащее извещение, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
Исходя из положений статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Отказывая Р.А. в удовлетворении требований о взыскании стоимости самостоятельно приобретенного средства реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что истице выплачена стоимость кресла-коляски, в соответствии с расценками заключенного государственного контракта от " ... " в сумме " ... "., полагая обязанность ответчика по компенсации расходов на средство технической реабилитации исполненной.
Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции ошибочным.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений ст. 9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от "дата" N 2347-р, предусмотрено предоставление инвалиду, в числе прочего, технических средств реабилитации.
В соответствии со статьями 1, 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществление медико-социальной экспертизы, установление инвалидности и разработка ИПР инвалидов возложены на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено финансирование расходных обязательств за счет средств федерального бюджета и ФСС РФ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, по оказанию услуг по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий, а также по компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников в Порядке, определяемой Правительством РФ.
Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. N 57н, установлено, что настоящий порядок выплаты компенсации определяет Правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено предоставление инвалидам государственных гарантий по проведению реабилитационных мероприятий, получению технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, с учетом условия об обязательном исполнении Индивидуальной программы реабилитации инвалида.
При этом, объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых Индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. N 57н определены только Правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее ТСР) осуществляется в соответствии с индивидуальными программами Реабилитации (далее ИПР) инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, Установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 2 Правил).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Р.А. является инвалидом детства первой группы, бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида N ... от "дата" в числе средств технической реабилитации предусмотрено обеспечение креслом-коляской с электроприводом модели Champ 1.594, которую Р.А. приобрела за " ... " руб.
Программа ИПР была представлена ответчику, а также поданы все документы, подтверждающие приобретение за счет собственных средств технического средства реабилитации, рекомендованного ИПР.
Р.А. выплачена компенсация в размере " ... "., при этом ответчик исходил из стоимости кресла-коляски, установленной государственным контрактом от "дата" г., заключенным Государственным учреждением Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с " ... "
Судебная коллегия полагает, что при выплате компенсации ответчик должен был руководствоваться рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, в которой указано техническое средство реабилитации, имеющее определенные параметры и характеристики.
Назначение определенного средства реабилитации определяется учреждением медико-социальной экспертизы с учетом особенностей и потребностей инвалида. При составлении ИПР производится медицинский осмотр инвалида, учитываются состояние его здоровья, медицинские показания и социальные условия жизни.
При таких обстоятельствах, выплата компенсации исходя из стоимости кресла-коляски, установленной государственным контрактом от "дата" г., заключенным Государственным учреждением Санкт-Петербургским Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации с " ... " является неправомерной, решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурге в указанной части подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований и взыскании компенсации в размере " ... ".
Одновременно судебная коллегия не усматривает оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме " ... "., так как судом первой инстанции верно указано, что данные требования истицы фактически направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах невозможности компенсации ответчиком полного размера стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации инвалида, то есть иск вытекает из имущественных отношений.
В связи с отсутствием доказательств оплаты услуг представителя, судебная коллегия полагает требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме " ... ". не подлежащими удовлетворению, учитывая при этом, что истица не лишена возможности обратиться с заявлением в порядке ст.100 ГПК РФ в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" - отменить в части взыскания компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство.
Взыскать с Государственного учреждения Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Р.А. " ... ".
В остальной части решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.