Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
Грибиненко Н.Н.
Птоховой З.Ю.
при секретаре
Шаповаловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2015 года гражданское дело N2-1106/15 по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью " " ... "" на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2015 года по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью " " ... "" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя ответчика - Подошкина Л.И., поддержавшего доводы жалобы, объяснения прокурора Спассковой Т.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать ответчика в " ... "-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить причину сверхнормативного сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" через выпуск N ... по адресу: " ... ", в " ... "-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на устранение превышений нормативов допустимого сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на выпуске N ... по адресу: " ... ", а также взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере " ... " руб. В обоснование иска истец указал на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства в отношении ООО " " ... "" на объекте по адресу: " ... " "дата" в ходе контроля соблюдением ответчиком как абонентом ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора " ... " на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, отобраны пробы сточных вод и загрязняющих веществ в системе коммунальной канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". В извещении ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" N ... от "дата" указано, что по результатам анализа проб сточных вод ответчиком допускается сброс сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: выпуск N ... ( " ... "): азот аммонийный - " ... ", алюминий - " ... ", железо общее - " ... ", марганец - " ... " медь - " ... ", СПАВ (анионные) - " ... ", фенолы - " ... ", фосфор фосфатов - " ... ", цинк - " ... ", что свидетельствует о превышении предельно допустимых концентраций, согласованных в договоре на прием сточных вод.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
3 лицо ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" о рассмотрении дела извещено (л.д. 122, 124), в судебное заседание не явилось, что не препятствует рассмотрению дела согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении спора судом установлено, между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ООО " " ... "" (абонент) "дата" заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно которому абонент осуществляет сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации по 1 выпуску.
Пунктом 3.2.1 указанного договора предусмотрено, что абонент обязуется соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, запрещенных к сбросу Правилами и иным действующим законодательством. Осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и соблюдать нормативы водоотведения по качеству стачных вод, установленные в соответствии с действующим законодательством, решениями органа исполнительной власти Санкт-Петербурга и утвержденные в установленном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства в отношении ООО " " ... "" на объекте по адресу: " ... "
"дата" в ходе контроля соблюдением ответчиком как абонентом ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора от "дата" на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, отобраны пробы сточных вод и загрязняющих веществ в системе коммунальной канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Согласно извещению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" N ... от "дата" указано, что по результатам анализа проб сточных вод ответчиком допускается сброс сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по ряду веществ по выпуску N ... ( " ... "), установлено превышение предельно допустимых концентраций, согласованных в договоре на прием сточных вод.
С учетом изложенного при разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о наличии со стороны ответчика нарушения в сфере природоохранного законодательства Российской Федерации, влекущего негативное воздействие на окружающую среду.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 2 ст. 39 указанного Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Порядок водопотребления и водоотведения установлен в Санкт-Петербурге Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N167; Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, вступившими в законную силу 14.08.2013, за исключением раздела VII, вступившего в силу с 01.01.2014, а также Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 N11.
Согласно пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 63 названных Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Кроме того, запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.
В пункте 88 Правил указано, что абонент обязан обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил.На основании п. 93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Согласно пункту 5.1 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.В соответствии с п. 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды. Согласно п. 114 Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения. Как следует из приказа из Приказ Росстата от 01.10.2010 N 336 к водоохранным сооружениям относятся: - станции для очистки производственных и коммунальных сточных вод; - другие сооружения первичной стадии очистки сточных вод, которые не входят в комплекс станций; - береговые и плавучие станции по приему и очистке балластных и льяльных (подсланевых) вод, а также хозяйственно-бытовых стоков и мусора; - системы оборотного водоснабжения; - сооружения и установки по доочистке сточных вод, включая и земледельческие поля орошения; - опытные установки и цеха, связанные с разработкой методов очистки сточных вод; - установки и сооружения для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов и кубовых остатков; - системы канализации городов; - основные коммуникации (коллекторы) для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружения на них: станции перекачки, станции по контролю, подготовке, усреднению сточных вод и емкостей для временной аккумуляции этих вод (в случае аварийных сбросов загрязнений и повышения концентрации их выше предельно допустимых норм) с последующей передачей их на станции очистки. Водоохранные сооружения отнесены к сооружениям по сбору и очистке сточных вод п.3 Раздела 1 Письма Министерства Финансов РФ N ПЗ-7/2011. Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 15 июля 1985 года N 421 "О дополнительных мероприятиях по строительству водоохранных сооружений в Ленинграде", во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 16 июля 1976 года N 567 "О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря" указано, что значительное число предприятий отводят в городскую канализацию стоки, которые по качеству не соответствуют установленным нормативам и требуют их очистки на локальных сооружениях. В целях ускорения строительства водоохранных сооружений Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов решил утвердить программу строительства городских водоохранных сооружений на двенадцатую пятилетку согласно приложению 1 "Адресная программа строительства городских водоохранных объектов на 1986 - 1990 гг.".
Согласно данной адресной программе водоохранными сооружениями являются системы коммунальной канализации, городские очистные сооружения, тоннельные коллекторы, шахты тоннельных коллекторов и др. объекты.
В Санкт-Петербурге нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ определены Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденными приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N201.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, которые не распространяются на исполнителей коммунальных услуг, а также абонентов, в отношении которых установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Согласно извещению N ... от "дата" на выпусках N ... и N ... установлен сверхнормативный сброс сточных вод по ряду веществ по сравнению с нормативами допустимых концентраций веществ, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 "Нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга", при этом приведены данные фактической концентрации, данные допустимой концентрации, установленной названным Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148, и данные допустимой концентрации, установленной в приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Приложением N 3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644) предусмотрено максимальное допустимое значение показателя и (или) концентрации загрязняющих веществ в натуральной пробе сточных вод. На территории субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга установлены нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, в размере меньшем, чем максимальное допустимое значение этих показателей, определенное в указанном Приложении Правил холодного водоснабжения и водоотведения, что свидетельствует о принятии дополнительных мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга, а в силу пп. "д", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство и законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем ссылки ответчика на нормативные показатели, установленные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 нельзя признать обоснованными.
С учетом вышеизложенных установленных в суде первой инстанции обстоятельств, положений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и водного законодательства, а также учитывая, что вышеназванные исследования были произведены уполномоченными на то лицами, с соблюдением правил и норм действующего законодательства, результаты которых ответчиком не оспорены, правильным является вывод суда о допущении ответчиком нарушений требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по принятию мер для выявления причин сброса сточных вод ненадлежащего качества и по устранению этих причин, установив ответчику для этого разумный срок.
Доводы ответчика о том, что на момент вынесения решения мероприятия проведены и спор отсутствует, голословны. Доказательств исправления ситуации по качеству сточных вод ответчиком не представлено.
Несостоятельны доводы ответчика о том, что он не является лицом, которое осуществляет сброс сточных вод, а лишь осуществляет передачу сточных вод ГУП "Водоканал Санкт-Петербург", который и осуществляет сброс сточных вод.
Доказательств наличия обстоятельств, исключающих выявленное нарушение со стороны ответчика, последним не представлено. В соответствии с пунктом 88 Правил обязанность по обеспечению выполнения требований настоящих Правил, а также по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, возложена на абонента, на которого также возложена ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Довод о неисполнимости решения также несостоятелен. Ответчик не лишен возможности самостоятельно определить методы установления причин сверхнормативного сброса сточных вод в канализацию и конкретные мероприятия, направленные на устранение нарушений.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют его позицию в суде первой инстанции, получили надлежащую судебную оценку и по вышеизложенным мотивам не могут быть признаны обоснованными.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.