Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании 25февраля 2015 года дело N 2-4248/14 по апелляционной жалобе Майборода Т. В., Майбороды А. С., М. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2014 года по иску Майборода Т. В., Майбороды А. С., М. к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, установлении факта раздельного проживания и ведения раздельного хозяйства, восстановлении квартиры в перечне коммунальных квартир, подлежащих расселению в рамках государственной программы,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Майбороды А.С.; М.; Майборода Т.В.; представителя Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Мироненко Т.А. (доверенность N ... от "дата"), изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
М., Майборода А.С., Майборода Т.В. обратились в суд с иском к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга и, уточнив исковые требования, просили признать незаконными распоряжения Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о снятии их с учета нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга по улучшению жилищных условий; установить факт раздельного проживания и ведения раздельного хозяйства; восстановлении квартиры в перечне коммунальных квартир, подлежащих расселению в рамках государственной программы.
В обоснование требований истцы указали, что они проживают в коммунальной квартире по адресу: "адрес". Майборода А.С. и М. на основании договора дарения имеют в собственности две комнаты в указанной квартире, площадью " ... " кв.м. и " ... " кв.м. Майборода Т.В. является собственником комнаты площадью " ... " кв.м., расположенной в вышеуказанной квартире. Членами одной семьи они не являются. Данная квартира была включена в программу расселения коммунальных квартир. "дата" истцы получили уведомление о снятии с учета нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга по улучшению жилищных условий, по мотиву утраты основании состоять на данном учете, без указания конкретных причин. Данное решение ответчика истцы считаю незаконным, противоречащим ст. 21 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", дающей определение коммунальной квартиры, которому занимаемое ими жилое помещение полностью соответствует.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 27.10.14 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе М., Майборода А.С., Майборода Т.В. просили указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 27.10.14, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно положений ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно требованиям п. 4 указанной статьи, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что Майборода А.С. и М. были вселены в квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в несовершеннолетнем возрасте к родителям в качестве членов их семьи, собственниками в соответствующих долях являлись отец и мать данных лиц, отец впоследствии подарил свою долю детям, режим пользования квартирой при этом не изменился, учитывая, что по технической документации указанная выше квартира является отдельной, а не коммунальной, пришел к выводу о том, что в силу положений ст. 21 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике" данная квартира не может быть признана коммунальной, в связи с чем требования заявителей удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судом первой инстанции установлено, что на основании договора купли-продажи N ... от "дата" Майборода С.Н. приобрел 2 комнаты, площадью " ... " кв.м. и " ... " кв.м., в " ... " квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Из справки о регистрации, выданной 21.05.02, следует, что Майборода С.Н. был зарегистрирован в указанных комнатах постоянно с "дата". В качестве членов семьи собственника в данную квартиру в ту же дату зарегистрированы несовершеннолетние дети Майбороды С.Н.: его сын Майборода А.С. и дочь М.
На основании договора мены N ... от "дата", Майборода Т.В. на праве общей долевой собственности принадлежит " ... " долей квартиры, которым соответствует одна комната, площадью " ... " кв.м., расположенная в квартире по адресу: "адрес". На данной жилой площади она зарегистрирована постоянно с "дата".
"дата" между Майборода С.Н. и Майборода А.С., Майборода Т.В., действующей в интересах несовершеннолетней дочери М., заключен договор дарения, согласно условиям которого Майборода С.Н. подарил своему сыну Майбороде А.С. и несовершеннолетней дочери М., в интересах которой выступала ее мать Майборода Т.В., " ... " долей квартиры по вышеуказанному адресу.
Право собственности за Майборода А.С., М., Майборода Т.В. на указанные доли квартиры, расположенной по адресу: "адрес", зарегистрировано в установленном законом порядке.
"дата" Майборода Т.В. обратилась в Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. В ту же дату Майборода А.С. обратился к заинтересованному лицу с аналогичным заявлением, просил поставить его и его сестру М. на учет граждан в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга N ... от "дата" квартира по адресу: "адрес", включена в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге".
На основании распоряжения N ... от "дата" Майборода А.С. в составе семьи из двух человек (он сам и его сестра М.) приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. С "дата" Майборода Т.В. также состоит на вышеуказанном учете.
В связи с проведением актуализации документов граждан для предоставления социальных выплат в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга издано распоряжение от "дата" N ... , которым внесены изменения в распоряжение Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга N ... от "дата", жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", принадлежащее истцам на праве собственности, исключено из перечня коммунальных квартир, подлежащих расселению.
"дата" Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга вынесено распоряжение N ... о снятии Майборода А.С. и М. с учета граждан в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований состоять на данном учете, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.04 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". Майбороде А.С. и М. направлено уведомление. Аналогичное уведомление было направлено и Майборода Т.В.
Общий порядок и условия постановки граждан на жилищный учет определяются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом, в соответствии с п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.04 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий признаются граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, в случае если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17.10.07 N 513-101 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге".
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.06 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Положения ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относят к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.09 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.09 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Истцы состоят в ближайшей степени родства - Майборода Т.В. является матерью Майбороды А.С. и М.
М. и Майборода А.С. были вселены в квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в несовершеннолетнем возрасте своим отцом, который являлся собственником " ... " долей указанной квартиры, проживали совместно с отцом (до его снятия с учета) и с матерью Майборода Т.В. (по настоящее время) в вышеназванной квартире. Достижение дочерью и сыном Майборода Т.В. совершеннолетия само по себе не опровергает того факта, что они все составляют единую семью.
Доводы истцов о том, что каждый из них являются собственниками отдельных жилых помещений (комнат), автоматически не влечет признание квартиры коммунальной, поскольку жилое помещение может быть признано таковым только при соблюдении всех условий, предусмотренных ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.06 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", в то время как одно из них - наличие разных семей, в данном случае отсутствует.
Учитывая изложенное, оснований для признания квартиры, расположенной по адресу: "адрес", коммунальной не имелось. Доказательств проживания в названном жилом помещении нескольких семей суду не представлено.
С учетом указанных обстоятельств дела и норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о снятии истцов с учета нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга по улучшению жилищных условий и исключению квартиры из программы по расселению коммунальных квартир, соответствует требованиям жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, в связи с чем решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.