Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в судебном заседании 18 февраля 2015 года дело N 2-2051/14 по апелляционной жалобе Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 ноября 2014 года по заявлению Левиной Ю. Б. об оспаривании распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Левина Ю.Б. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N ... от "дата" о снятии ее и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать заинтересованное лицо восстановить ее и членов ее семьи на данном учете с правами, существовавшими на момент исключения.
В обоснование требований заявитель указала, что она и члены ее семьи состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из письма Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от "дата" узнала о том, что еще в "дата" она с семьей снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с исключением квартиры, в которой они проживают, из состава служебных жилых помещений. Данное решение заинтересованного лица заявитель считает незаконным, так как жилищное законодательство такого основания для снятия с названного учета не содержит.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 06.11.14 заявленные Левиной Ю.Б. требования удовлетворены: распоряжение Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N ... от "дата" в части снятия семьи Левиной Ю.Б. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях признано незаконным; на заинтересованное лицо возложена обязанность восстановить семью Левиной Ю.Б. на учете нуждающихся в жилых помещениях с правами, существовавшими на момент их снятия с соответствующего учета.
В апелляционной жалобе Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга просит данное решение суда отменить, указывая на то, что оно принято без учета фактических обстоятельств по делу, с применением закона, не подлежащего применению.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Левина Ю.Б., Левин В.Б., Левин А.А. доказательств уважительности причин неявки суду не представили, об отложении слушания дела не просили. Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга направила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Согласно ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 06.11.14, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Проверяя довод заинтересованного лица Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о пропуске заявителем Левиной Ю.Б. срока для обращения в суд с требованиями об оспаривании распоряжения N ... от "дата" о снятии ее и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных и достоверных подтверждений того факта, что заявителю было известно о принятом в отношении нее и членов ее семьи решении ранее "дата". Принимая во внимание, что узнав "дата" о принятом Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга распоряжении N ... от "дата", Левина Ю.Б. в установленный законом срок обратилась с настоящим заявлением в суд, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии пропуска установленного законом срока обжалования распоряжения.
Разрешая требования Левиной Ю.Б. по существу, суд проверил основания постановки заявителя с семьей на учет нуждающихся в "дата" и пришел к выводу о законности такой постановки на основании Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от "дата" N ... , действовавших в тот период. Учитывая, что заявитель и члены ее семьи были поставлены на учет до "дата" и основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали заявителю право на получение жилого помещения, не утрачены, жилищные условия семьи Левиной Ю.Б. не изменились. Факт исключения жилой площади из состава служебной и заключения в отношении той же квартиры договора социального найма не может быть расценен как улучшение жилищных условий, так как на каждого члена семьи Левиной Ю.Б. приходится по " ... " кв.м. общей площади и " ... " кв.м. жилой площади, что менее нормы предоставления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Судом первой инстанции установлено, что Севостьянов Н.П., его супруга Левина А.И., дочь Левина Ю.Б. и сын Левин В.Б. "дата" были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что они проживали на служебной ведомственной площади по адресу: "адрес". Впоследствии в качестве членов семьи в очередь были включены Левина Т.Н., Левина О.В., Левин А.А. и Левин А.В., также зарегистрированные по вышеназванному адресу.
Из справки о регистрации усматривается, что "дата" Левин А.В, Левина Т.Н. и Левина О.В. сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу в связи с переменой места жительства, предоставлением на основании внутреннего ордера от "дата" жилого помещения в общежитии по адресу: "адрес". "дата" Левина А.И. снята с регистрационного учета по адресу: "адрес", в связи со смертью.
Распоряжением главы Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N ... от "дата" жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", исключено из числа служебных со снятием Севостьянова Н.П. и членов его семьи в составе " ... " человек с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Севостьянов Н.П. признан нанимателем названного жилого помещения по договору социального найма. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из распоряжения, представленной в материалы дела.
Сведений об уведомлении Севостьянова Н.П., Левиной Ю.Б., Левина В.Б. и Левина А.А. о принятом в отношении них решении учетное дело N ... не содержит, не представлены они представителем Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций.
"дата" между Левиным А.А., Левиным А.В. и Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга был подписан договор передачи квартиры в собственность граждан, на основании которого Левину А.А. и Левину А.В. в собственность по " ... " доли была передана квартира, расположенная по адресу: "адрес".
"дата" в установленном законом порядке за Левиным А.А. и Левиным А.В. было зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.04 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.05, установлены статьей 6 Федерального закона от 29.12.04 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу положений данной статьи граждане, принятые на учет до 01.03.05 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Левина Ю.Б. и члены ее семьи, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01.03.05, могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.05, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, статья 6 Федерального закона от 29.12.04 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не допускает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.05, по основанию, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данное обстоятельство не было учтено Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга при принятии решения о снятии семьи Левиной Ю.Б. с жилищного учета по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с исключением жилой площади, в которой проживает семья заявителя, из числа служебной.
Положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.04 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагают возможности снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.05, в том случае, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были ими утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с изменением в силу закона правового статуса жилого помещения и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были.
Снятие семьи заявителя с учета нуждающихся в жилищных помещениях, учитывая положения ст. 6 Федерального закона от 29.12.04 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент их постановки на учет в 1987 году.
В статье 32 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
В соответствии с п. 16.6 ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от "дата" N ... , нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской на служебной жилой площади (Территориального производственного объединения жилищного хозяйства и ведомств), работающие в жилищной системе не менее 10 лет в должности, которая согласно утвержденному перечню дает право на получение служебной жилой площади.
В силу п. 29.1 указанных Правил, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
Согласно п. 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв.м. на человека.
Вместе с тем, в настоящее время п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.05 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена значительно большая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Жилищная обеспеченность Левиной Ю.Б. и членов ее семьи, каждого в отдельности, на момент принятия Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга оспариваемого распоряжения, составляла по " ... " кв.м. общей площади ( " ... "), по " ... " кв.м. жилой площади ( " ... "), что не соответствует как норме предоставления " ... " кв.м. жилой площади, установленной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, действовавшими на момент постановки заявителя и членов ее семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений, так и норме предоставления " ... " кв.м. общей площади жилого помещения, установленной ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.05 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В связи с изложенными обстоятельствами, распоряжение Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N ... от "дата" о снятии Левиной Ю.Б. и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, правомерно признано судом незаконным.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами жилищного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель и члены ее семьи подлежат восстановлению на учете нуждающихся в жилых помещениях с правами, существовавшими на момент их снятия с соответствующего учета.
Доводы Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что семья заявителя в настоящее время обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, признаются необоснованными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 01.12.09 N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01.03.05 принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19 ч. ч. 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.05 N 7-О).
Учетная норма жилой площади (учетная норма площади жилого помещения) устанавливается и используется для целей постановки на учет по улучшению жилищных условий (учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Соответствие размера жилого помещения учетной норме не могло повлечь признания заявителя и членов ее семьи утратившими основания получения жилого помещения.
Как установлено из анализа представленных в материалы дела документов, семья заявителей не достигла уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения, основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали семье Левиной Ю.Б. право на получение жилых помещений по договорам социального найма, на момент принятия оспариваемого распоряжения, не утрачены, в связи с чем основания для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма у Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга отсутствовали.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.