Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Чуфистова И.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в судебном заседании 08 апреля 2015 года дело N 2-3187/14 по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2014 года по заявлению Щепина В. Ю. о признании незаконным решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета и обязании произвести государственный кадастровый учет изменений земельного участка,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Щепин В.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от "дата" о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка; обязать заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка, в связи с изменением вида разрешенного использования.
В обоснование требований заявитель указал, что он обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Однако осуществление государственного кадастрового учета изменений земельного участка было приостановлено по причине не предоставления необходимых документов, в то время как им представлены все документы, предусмотренные ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", следовательно, оснований для приостановления кадастрового учета не имелось.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 16.09.14 заявление Щепина В.Ю. удовлетворено частично: решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от "дата" N ... о приостановлении осуществления кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: "адрес", признано незаконным. В остальной части заявленных требований заявителю отказано.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции заявитель и заинтересованное лицо извещены. Согласно ст.ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции Российской Федерации).
В силу положений ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.02 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу положений пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает 7 категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 названного кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как усматривается из материалов дела, Щепин В.Ю. является собственником земельного участка, кадастровый номер N ... , общей площадью " ... " кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
В суд апелляционной инстанции представителем ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области была представлена копия кадастрового дела объекта недвижимости под кадастровым номером N ...
Из названного кадастрового дела усматривается, что категория земель земельного участка под кадастровым номером N ... : земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства.
"дата" Щепин В.Ю. обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области с заявлением N ... о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка под кадастровым номером N ... в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Щепиным В.Ю. был предоставлен заинтересованному лицу следующий комплект документов: вышеназванное заявление; доверенность от "дата"; свидетельство о государственной регистрации права от "дата"; письмо от "дата" N ... ; постановление от "дата" N ... об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории МО Низинское сельское поселение, с кадастровым номером N ... с вида разрешенного использования " " ... "" на вид разрешенного использования " ... "; решение от "дата" N ... об утверждении Генерального плана муниципального образования Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области N ... от "дата", осуществление государственного учета было приостановлено по причине не предоставления необходимых для кадастрового учета документов, а именно: не представлено документов, подтверждающих перевод земельного участка из категории " " ... "" в категорию " " ... "".
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации N ... от "дата" в ответ на обращение Щепина В.Ю. заявителю было разъяснено, что предоставление земельных участков для целей ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества возможно на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе изменение вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования "для дачного строительства" при соблюдении условий, установленных статьей 4 Федерального закона от 29.12.04 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", при этом перевод земельного участка из одной категории в другую не требуется.
После получения названного письма заявитель его представил в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, в целях исполнения требований, изложенных в решении N ... от "дата", вместе с тем, "дата" заинтересованным лицом было принято решение N ... об отказе в снятии приостановления.
Удовлетворяя требования Щепина В.Ю., суд первой инстанции исходил из того, что заявителем заинтересованному лицу был предоставлен комплект документов, достаточный для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с чем оснований для принятия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области оспариваемого решения не имелось.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
В статье 22 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен список документов необходимых для кадастрового учета изменений земельного участка, которые предоставляются вместе с заявлением.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Щепиным В.Ю., вместе с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, заявителем были представлены комплект документов, в котором отсутствовали документы, подтверждающие перевод вышеназванного земельного участка из категории " " ... "" в категорию " " ... "".
В то же время, ошибочность выводов суда в данной части на законность постановленного решения не повлияла в связи со следующим.
Согласно положениям п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться в орган кадастрового учета собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 4 части 2 названной статьи).
В частности в п.п. 8, 9, 14 ч. 1 ст. 22 предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 13 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 5 ст. 16 настоящего Федерального закона; также при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка органом кадастрового учета запрашивается в порядке, установленном ч. 5 ст. 16 настоящего Федерального закона; заверенные в установленном порядке копии решения и (или) договора, указанного в п. 14.1 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона.
Как было указано выше, обжалуемым заявителем решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от "дата" было отказано в отмене приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Основанием для этого послужило не предоставление заявителем документов, подтверждающих перевод вышеназванного земельного участка из категории " " ... "" в категорию " " ... "".
Вместе с тем, как следует из вышеприведенных норм действующего законодательства, данные сведения должны были быть запрошены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.14 N 71 "Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, в также о требованиях к формату таких документов в электронной форме", что заинтересованным лицом сделано не было.
При этом предусмотренные законом основания для приостановления кадастрового учета отсутствовали.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о нарушении прав заявителя заинтересованным лицом. На заявителя фактически незаконно возложена обязанность по предоставлению документов, которые должны были быть запрошены заинтересованным лицом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом установленных в суде апелляционной инстанции обстоятельств, правовых оснований для отмены постановленного судом решения не содержат.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда от 16.09.14, дополнив его следующим: после слова "признать" - словом "незаконным".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2014 года изменить, дополнив следующим: после слова "признать" - словом "незаконным".
В остальной части решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.