Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в судебном заседании 08 апреля 2015 года дело N 2-6745/14 по апелляционной жалобе Администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 04 декабря 2014 года по заявлению Николаевой С. Ф. к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Николаевой С.Ф.; представителя СПб УСО "ПНИ N 10" - Бабанской Э.В. (доверенность N ... от "дата"), изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Николаева С.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.
В обоснование требований истец указала, что она проживает в СПб УСО "ПНИ N 10", является инвалидом второй группы, имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Решением врачебной комиссии ей разрешено самостоятельное проживание. В "дата" она обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга по вопросу предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в чем ей было незаконно отказано.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 04.12.14 требования Николаевой С.Ф. удовлетворены: на Администрацию Невского района Санкт-Петербурга возложена обязанность предоставить Николаевой С.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Администрация Невского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Администрация Невского района Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга извещены. Согласно ст.ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Невского районного суда Санкт-Петербурга от 04.12.14, исходя из следующего.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Николаева С.Ф. родилась в городе " ... " "дата" года.
Как следует из материалов дела, "дата" истец поступила из СПб ГБУЗ " Д." в СПб ГКУЗ " П." и находилась там в период с "дата" по "дата" на полном государственном обеспечении.
Из заявления Л. ( " ... ") усматривается, что "дата" она просила поместить ее дочь Николаеву С.Ф. в СПб ГКУЗ " П." на полное государственное обеспечение, в связи с отказом от родительских прав, отец истицы в свидетельство о рождении записан со слов матери.
"дата" Николаева С.Ф. выбыла в СПб ГБСУ СО " И." на полное государственное обеспечение, где находилась до "дата", выбыла в СПб УСО "ПНИ N 10".
На основании повторного освидетельствования "дата", Николаевой С.Ф. с "дата" установлена " ... " группа инвалидности бессрочно, истец является инвалидом с детства.
С "дата" и по настоящее время Николаева С.Ф. зарегистрирована в СПб УСО "ПНИ N 10" по адресу: "адрес", на койко-месте.
С "дата" истец проходила программу реабилитации инвалида, определяемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
"дата" в отношении Николаевой С.Ф. проведена расширенная врачебная комиссия врачей-психиатров СПб УСО "ПНИ N 10" и " ... ", в ходе которой установлено, что Николаева С.Ф. по состоянию здоровья может проживать самостоятельно в специализированном жилом помещении.
Согласно справке жилищного отдела Администрации Невского района Санкт-Петербурга истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с "дата" со льготой "инвалид детства".
В "дата" Николаева С.Ф. обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на наличие статуса "ребенок, оставшийся без попечения родителей".
Из письма Администрации Невского района Санкт-Петербурга от "дата" усматривается, что Николаевой С.Ф. было отказано в предоставлении жилого помещения, на том основании, что она поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях после достижения ею " ... " лет, а именно в возрасте " ... " лет, в связи с чем к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не относится.
Приходя к выводу об обоснованности заявленных Николаевой С.Ф. требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что истец до принятия "дата" в отношении нее решения о возможности самостоятельного проживания, не могла быть поставлена на учет и обеспечена жилым помещением по указанному в названной норме основанию по независящим от нее обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.13) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.02.12 N 15-ФЗ с 01.01.13 изменен порядок обеспечения жильем указанной категории лиц путем обязания органов государственной власти субъектов РФ предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма, в связи с чем ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в иной редакции.
Этим же законом признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, а ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена таким видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, как жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 4 названного Федерального закона действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.12 N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.12 N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений данной категории граждан осуществляется в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге такой порядок определен в ст. 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.06 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга", согласно положениям которой в целях предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (п. 2); жилые помещения для детей-сирот предоставляются уполномоченным органом о договорам найма специализированного жилого помещения в порядке очередности исходя из даты включения детей-сирот в список.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были обратиться в компетентный орган для включения в соответствующий список в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.96 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.13.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Николаева С.Ф. относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, является инвалидом второй группы, имеет с детства заболевания, которые объективно не позволяли ей встать на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а равно обратиться с заявлением по вопросу предоставления помещения специализированного жилищного фонда, до завершения индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой экспертной комиссией, то есть до "дата", когда в отношении истца было принято решение о том, что она по состоянию здоровья может проживать самостоятельно в специализированном жилом помещении.
Учитывая заявленные требования, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что не обращение Николаевой С.Ф. до достижения ею возраста " ... " лет с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также по вопросу включения в список для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда, имело место по уважительной причине и не может служить основанием, препятствующим обеспечению ее, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением специализированного жилищного фонда, в порядке, предусмотренном ст. 5-1 Закона Санкт-Петербурга "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга".
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции подателя жалобы, которые исследованы судом. Оснований для иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям вышеуказанных норм закона.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Невского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.