Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в судебном заседании 08 апреля 2015 года дело N 2-1224/15 по апелляционной жалобе Китавцева Д. Н. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2015 года по заявлению Китавцева Д. Н. о признании незаконным решения Администрации Невского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении информации по запросу, о возложении обязанности предоставить запрашиваемую информацию,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения КитавцеваД.Н.; представителя Администрации Невского района Санкт-Петербурга - Федоровой О.С., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Китавцев Д.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Администрации Невского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении информации; обязать заинтересованное лицо предоставить запрошенную информацию.
В обоснование требований заявитель указал, что "дата" он обратился в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с запросом, в котором просил предоставить ему Адресные программы уборки внутриквартальных территорий, договора с ООО "Жилкомсервис N ... " ... " района Санкт-Петербурга" на уборку внутриквартальных территорий за период с "дата" по "дата", подписанные во исполнение этих договоров акты сдачи-приемки работ. В предоставлении указанных документов ему было отказано. Данный отказ является незаконным, нарушающим положения Федерального закона от 27.07.06 N 149-ФЗ "Об информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02.02.15 в удовлетворении заявления Китавцева Д.Н. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02.02.15 подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как усматривается из материалов дела, "дата" Китавцев Д.Н. обратился в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением (входящий N ... ), в котором просил предоставить: адресные программы уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, утвержденные Администрацией Невского района Санкт-Петербурга во исполнение Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.14 N 186, от 27.02.13 N 110, от 06.02.12 N 94, от 30.12.10 N 1825 "О порядке предоставления в 2014 году (2013, 2012, 2011 года соответственно) субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга"; договора с ООО "Жилкомсервис N ... " ... " района Санкт-Петербурга" на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах " ... " района Санкт-Петербурга за "дата"; подписанные сторонами акты сдачи-приемки проведенных во исполнение указанных выше договоров за "дата".
"дата" Администрация Невского района Санкт-Петербурга направила Китавцеву Д.Н. ответ N ... , в котором заявителю было отказано в предоставлении запрашиваемой информации, со ссылкой на то, что он не является стороной по запрашиваемым договорам, вопрос распределения субсидий и финансово-хозяйственной деятельности управляющих организаций не затрагивает его права и охраняемые законом интересы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности; пользователем информацией - является гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться в том числе путем предоставления пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Пользователь информацией имеет право: получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации; требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
В силу положений п. 1 ст. 18 названного Федерального закона пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если: содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией; запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа; запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией; в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией (п. 1 ст. 20 данного Федерального закона).
На основании положений п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.06 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Информация, содержащаяся в запрашиваемых Китавцевым Д.Н. документах, а именно в адресных программах уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, утвержденные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.14 N 186 "О порядке предоставления в 2014 году субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга", а также в договорах с ООО "Жилкомсервис N ... " ... " района Санкт-Петербурга" на уборку внутриквартальных территорий за период с "дата" по "дата" и подписанных во исполнение этих договоров актах сдачи-приемки работ, связана с целевым использованием бюджетных средств и не входит в Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 N 188.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ Администрации Невского района Санкт-Петербурга в предоставлении Китавцеву Д.Н. информации на том основании, что она не затрагивает его права и законные интересы, следует признать неправомерным, поскольку как следует из запроса заявителя, в нем ставился вопрос об ознакомлении с документами, касающимися деятельности администрации по расходованию субсидий, выделяемых управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования. Подобный отказ нарушает права заявителя на доступ к информации, предоставленный ему Федеральным законом от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Судебная коллегия учитывает, что информация, указанная в запросе, как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, в свободном доступе отсутствует. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа заинтересованным лицом не представлено, на наличие данных обстоятельств Администрация района не ссылалась.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.11 N 860 утверждены Правила взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии с положениями п. 2 названных Правил плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает 20 страниц формата А4, исходя из расходов на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходов, связанных с их пересылкой по почте.
В силу п. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что удовлетворяя заявленные Китавцевым Д.Н. требования, следует возложить на Администрацию Невского района Санкт-Петербурга обязанность в течении месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу предоставить заявителю информацию, запрошенную в обращении, поступившем в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга "дата" входящий N ... , с учетом положений ст. 22 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.11 N 860.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2015 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Администрации Невского района Санкт-Петербурга N ... от "дата" Китавцеву Д. Н. в предоставлении информации о деятельности государственного органа.
Обязать Администрацию Невского района Санкт-Петербурга в течении месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу предоставить Китавцеву Д. Н. информацию, запрошенную в обращении, поступившем в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга "дата", входящий N ... , с учетом положений статьи 22 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 860.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.