Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Чуфистова И.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании 22 апреля 2015 года дело N 2-6257/14 по апелляционной жалобе Шапчица П. А. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 09 декабря 2014 года по заявлению Шапчица П. А. о признании незаконным отказа Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга в предоставлении информации, обязании предоставить копию документа,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга - Попова Р.А. (доверенность N ... от "дата"), изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Шапчиц П.А. обратился в суд с заявлением, уточнив требования которого, просил признать незаконным отказ Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга в предоставлении копии документа Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N ... о разрешении на разработку проекта устройства двух выходов из подвального помещения, расположенного по адресу: "адрес"; обязать заинтересованное лицо предоставить копию названного документа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В обоснование требований заявитель указал, что обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга по вопросу предоставления искомого документа, в чем ему было отказано. Данный отказ заявитель считает незаконным, поскольку он нарушает его право на доступ к информации о деятельности государственных органов.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 09.12.14 в удовлетворении требований Шапчица П.А. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Шапчиц П.А. извещен. Согласно ст.ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 09 декабря 2014 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно требованиям п. 4 указанной статьи, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга в предоставлению Шапчицу П.А. информации является незаконным и необоснованным, однако, учитывая, что заинтересованным лицом в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела в суд представлена копия истребуемого заявителем документа, с которой последний имел возможность ознакомиться, суд посчитал, что фактически права заявителя восстановлены, в связи с чем оснований для удовлетворения требований не имеется.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Исходя из ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вышеуказанные конституционные принципы, регламентирующие правоотношения, возникающие в сфере получения гражданами и организациями информации раскрыты и регламентированы, в том числе, в Федеральном законе от 27.07.06 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральном законе от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления подразумевается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности, на что указано в пп. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.06 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Частью 9 данной статьи определено, что порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.06 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие, совершаемое с персональными данными, в том числе распространение, предоставление, доступ.
Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.06 N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, "дата" в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга по электронной почте от Шапчица П.А. поступил запрос о предоставлении последнему копии разрешительного письма Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N ... о возможности устройства двух выходов из подвального помещения, расположенного по адресу: "адрес".
"дата" Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга в адрес Шапчица П.А. направлено письмо N ... , которым отказано в выдаче запрашиваемого документа со ссылкой на п. 5 ст. 2 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о работе государственных органов и органов местного самоуправления".
В силу ч.5 ст.2 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о работе государственных органов и органов местного самоуправления" его действие не распространяется на: отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления (п.1); порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан (п.2); порядок предоставления государственным органом, органом местного самоуправления в иные государственные органы, органы местного самоуправления информации о своей деятельности в связи с осуществлением указанными органами своих полномочий (п.3).
На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
В соответствии с положениями п. 3.18 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.04 N 1679 "О Комитете по градостроительству и архитектуре" Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга для осуществления задач, предусмотренных разделом 2 настоящего Постановления, обладает следующими полномочиями: выдавать в установленном порядке заинтересованным лицам разрешения на осуществление предпроектных и проектно-изыскательских работ для всех видов строительства, а также рекомендации по размещению объектов различного назначения, не предусмотренных проектно-планировочной документацией; обеспечивать граждан и юридических лиц информацией о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную и коммерческую тайну в соответствии с федеральным законодательством.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа.
Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера.
В силу данного Перечня к сведениям конфиденциального характера относятся в частности сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Запрашиваемый Шапчицем П.А. документ - письмо от "дата" N ... направлено в адрес физического лица с приложением ориентировочной схемы, содержит персональные данные названного физического лица, в частности его фамилию, инициалы, адрес места жительства.
Учитывая, что запрашиваемый заявителем документ содержал персональные данные физического лица, которые в силу установленного действующим законодательством запрета не могли быть распространены и переданы третьим лицам без согласия последнего, у Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга отсутствовали правовые основания для предоставления заявителю запрашиваемой им информации в том виде, в котором она истребована, - в виде копии документа.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая, что ошибочность вывода суда о необоснованности отказа Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга не привела к принятию незаконного решения по существу заявленного спора, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 09 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шапчица П. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.