Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в судебном заседании 29 апреля 2015 года дело N 2-6326/14 по апелляционной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2014 года по заявлению Маслакова А. А. о признании отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в предоставлении земельного участка незаконным,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя Маслакова А.А. - Яворского С.Ю.; представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - Степановой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Маслаков А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от "дата"; обязать заинтересованное лицо подготовить проект договора аренды лесного участка, расположенного в "адрес", и направить его в установленный срок заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В обоснование требований заявитель указал, что "дата" он зарегистрировал право собственности в отношении жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Заявитель обратился к заинтересованному лицу о предоставлении лесного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, на праве аренды, представил все необходимые документы, однако Комитет по природным ресурсам Ленинградской области от заключения договора уклоняется, требуя дополнительные документы, при этом не учитывает, что он не может быть ограничен в праве на заключение данного договора.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17.03.14 заявление Маслакова А.А. удовлетворено: признан незаконным отказ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выраженный в письме от "дата" N ... ; на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области возложена обязанность подготовить и направить в адрес Маслакова А.А. проект договора аренды лесного участка, расположенного по адресу: "адрес"; с Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в пользу заявителя взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " руб.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17.03.14 подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения " ... " городского суда Ленинградской области от "дата" N ... , Маслаков А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" (свидетельство о регистрации права N ... от "дата").
Земельный участок, на котором расположен названный жилой дом, относится к землям лесного фонда в границах "адрес".
"дата" в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области от Маслакова А.А. поступило заявление, в котором он просил предоставить ему в аренду на основании положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации лесной участок, площадью 1 га, расположенный по адресу: "адрес", на котором находится принадлежащий ему на праве собственности жилой дом.
Письмом Комитета по земельным ресурсам Ленинградской области N ... от "дата" Маслакову А.А. сообщено о невозможности положительного разрешения вопроса о предоставлении участка лесного фонда в аренду до предоставления необходимых документов, предусмотренных Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319.
Удовлетворяя заявленные Маслаковым А.А. требования, суд первой инстанции сослался на положения ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что поскольку заявитель является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке лесного фонда, обратился в уполномоченный орган - Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, в связи с чем у заинтересованного лица возникла обязанность предоставить земельный участок, на котором находится жилой дом. При этом нормы Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае имеют приоритет перед нормами Лесного кодекса Российской Федерации, которые регулируют предоставление земельных участков для иных целей - лесопользования.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 3 указанной статьи собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании положений ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
На момент возникновения спорных правоотношений ч.3 ст.74 Лесного кодекса РФ не содержало такое основание для предоставления лицу лесного участка без проведения аукциона, как нахождение на нем здания, сооружения, которые являются собственностью этого лица, что само по себе не могло являться ограничением в праве на заключение договора без проведения аукциона с собственником здания (сооружения), расположенного на этих участках при приоритете ст.36 ЗК РФ перед нормой ч.1 ст.74 ЛК РФ, исходя из целей пользования таким участком (не для целей лесопользования, а для оформления прав землепользования под объектом недвижимости, расположенном на лесном участке).
Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ в часть 3 статьи 74 лесного кодекса РФ введен пункт 4, которым предусмотрено, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (ч. 4 указанной статьи).
Частью 5 статьи 74 ЛК РФ, как в редакции, действовавшей на момент подачи заявления Маслаковым А.А., его разрешении уполномоченным органом, так и в ныне действующей редакции, регламентировано, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 18 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Рослесхоза от 26.07.11 N 319, в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо (далее - заявитель) подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (далее - арендодатель).
В заявлении указываются следующие сведения: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождении, адрес, реквизиты банковского счета - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного проживания), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты; местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду; обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду (п. 20).
К заявлению прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (предоставляется по усмотрению заявителя) (п. 21).
Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка является подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком.
Из представленного в материалы дела заявления Маслакова А.А., поданного им в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области усматривается, что в нем заявителем не указано обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
Принимая во внимание то обстоятельство, что обращение Маслакова А.А., направленное им в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, о предоставлении в аренду лесного участка, площадью " ... " га, расположенного по адресу: "адрес", на котором находится принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, не соответствовало требованиям, установленным в п. 20 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Рослесхоза от 26.07.11 N 319, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у Комитета по природным ресурсам Ленинградской области оснований для отказа в предоставлении Маслакову А.А. названного лесного участка по договору аренды, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания данного отказа заинтересованного лица не законным, а требования заявителя подлежали оставлению без удовлетворения.
Учитывая категорию заявленного спора, принимая во внимание положения ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, судебной коллегией решение суда проверено в полном объеме, с выходом за пределы доводов апелляционной жалобы.
Довод апелляционной жалобы относительно обременения истребуемого для предоставления в аренду земельного участка правами иных лиц сам по себе не свидетельствует о невозможности заключения договора аренды такого участка применительно к положениям ч.2 ст.25, ч.1 ст.72 ЛК РФ, а свидетельствует о необходимости соблюдения арендодателем положений ст.613 ГК РФ.
Принимая во внимание, что по настоящему делу при вынесении судебного решения были допущены нарушения норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Маслаковым А.А. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2014 года отменить.
В удовлетворении заявления Маслакова А. А. о признании отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в предоставлении земельного участка незаконным отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.