Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Сальниковой В.Ю.,
Бутковой Н.А.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-54/2015 по апелляционной жалобе Моисеенко Н. В. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2015 года по заявлению Моисеенко Н. В. об оспаривании отказа администрации Московского района Санкт-Петербурга в принятии на учёт граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 180-47 от 20.04.2011 "О Порядке предоставления жилых помещений и единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 и абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителей заявителя - Моисеенко О.И. и Райского М.В. (по доверенностям), представителя заинтересованного лица Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга - Ренни О.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Моисеенко Н.В. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором оспаривала отказ администрации Московского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... в принятии на учёт граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Моисеенко Н.В. просила суд возложить на администрацию Московского района Санкт-Петербурга обязанность включить её в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке, предусмотренном Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054, а также принять в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в целях получении единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья с 27 января 2013 года.
В ходе судебного разбирательства по делу, Моисеенко Н.В. в соответствии со статьёй 39 ГПК Российской Федерации, неоднократно изменяла первоначально заявленные требования, направленные на восстановление нарушенного права (л.д. " ... ") и окончательно определила их в следующем виде (л.д. " ... "):
просила признать незаконным отказ администрации Московского района Санкт-Петербурга N ... от "дата";
признать право заявителя на обеспечение жилым помещением государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, построенного и (или) приобретённого за счёт субвенций из федерального бюджета по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
обязать администрацию Московского района Санкт-Петербурга включить Моисеенко Н.В. в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании Закона Санкт-Петербурга N 180-47 от 20.04.2011 "О Порядке предоставления жилых помещений и единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 и абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В обоснование заявленных требований Моисеенко Н.В указала, что с "дата" 1990 года проходила службу в органах внутренних дел; с "дата" 1991 года состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилых помещений по договорам социального найма) в администрации Московского района Санкт-Петербурга; уволена со службы из органов внутренних дел по достижении предельного возраста при общей продолжительности службы 20 лет и 2 месяца.
По мнению заявителя, она имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", до внесения в неё изменений Федеральным законом от 24.11.2014 N 360-ФЗ, порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространялся на всех лиц, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2015 года в удовлетворении заявления Моисеенко Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Моисеенко Н.В. просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Представители заинтересованных лиц - администрации Московского района Санкт-Петербурга, Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены посредством факсимильной связи (л.д. " ... ").
Согласно статьям 257 (часть 2), 327 (часть 1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей заявителя, представителя Жилищного комитета Санкт-Петербурга, проверив материалы дела, материалам учётного дела Моисеенко Н.В. жилищного отдела администрации Московского района Санкт-Петербурга, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
Приказом командира полка милиции " ... " от "дата" N ... Моисеенко Н.В. уволена из органов внутренних дел с должности прапорщика по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" - по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел (л.д. " ... "). Согласно этому же приказу, стаж службы Моисеенко Н.В. в ОВД по состоянию на день увольнения составил в календарном исчислении 20 лет и 2 месяца.
"дата" Жилищным отделом администрации Московского района Санкт-Петербурга получено заявление Моисеенко Н.В. от "дата", в котором заявитель просила включить её в специальную очередь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", а также учитывать заявителя в составе участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья с 27 января 2013 года (л.д. " ... ").
Письмом администрации Московского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... Моисеенко Н.В. отказано в удовлетворении заявления с указанием на то обстоятельство, что заявитель и члены её семьи приняты администрацией на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с "дата" 1991 года по общим основаниям, в связи с чем, заявитель не может быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в льготном порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Кроме того, администрацией района разъяснено, что действие Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ на граждан, являвшихся сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и принятым на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года на общих основаниях (подлежащих обеспечению жилыми помещениями не за счёт средств федерального бюджета) не распространяется (л.д. " ... ").
Согласно материалам учётного дела жилищного отдела администрации Московского района Санкт-Петербурга, Моисеенко Н.В. состоит на учёте нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с "дата" 1991 года; пользуется льготами, предоставленным " ... " и пенсионерам Министерства внутренних дел; основанием для принятия на учёт послужило проживание в жилом помещении из состава служебного фонда.
Отказывая Моисеенко Н.В. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку заявитель принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма) по основаниям, не связанным с порядком обеспечения жильём военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, то в настоящее время она не может быть обеспечена жилым помещением в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьёй 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции действовавшей до 01 января 2005 года, военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трёхмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства подлежали обеспечению жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счёт государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Обязанность ведения учёта военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы месту жительства, если такое избранное место жительство не совпадало с последним местом прохождения военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления (п.13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
Порядок постановки военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, на учёт нуждающихся в жилых помещениях по избранному ими после увольнения месту жительства, определялся соответствующими Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, согласно которым органы местного самоуправления регистрировали и ставили на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом; принятые на учёт военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрировались в специальном журнале учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который вёлся органом местного самоуправления; из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составлялся единый список очередников на получение (приобретение) жилья (пункты 16, 23, 24 Правил).
Таким образом, военнослужащие, уволенные или подлежащие увольнению с военной службы, до 01 января 2005 года принимались на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечивались жилыми помещениями органами местного самоуправления в особом порядке, отличном от порядка обеспечения жилой площадью граждан, состоящих на учёте в органах местного самоуправления по иным основаниям.
С 01 января 2005 года обязанность ведения учёта военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, уволенных с военной службы, а также обязанность их обеспечения жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых эти граждане проходили военную службу (п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
Исходя из приведённых выше норм права, в настоящее время в льготном порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Законом Санкт-Петербурга N 180-47 от 20.04.2011 органами местного самоуправления подлежат обеспечению жилыми помещениям только те граждане, уволенные с военной службы, которые были приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, но не лица, поставленные на учёт в этих же органах местного самоуправления до 01 января 2005 года по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, пусть в последующем и приобретшие статус военнослужащего и право на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Статья 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в действующей редакции (Федеральный закон от 24.11.2014 N 360-ФЗ) распространяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета на указанные в данном законе категории граждан, которые были приняты органами местного самоуправления на учёт нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года только в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Таким образом, на администрацию Московского района Санкт-Петербурга не может быть возложена обязанность обеспечения Моисеенко Н.В. жилым помещением в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 180-47 от 20.04.2011, поскольку по состоянию на 01 января 2005 года она не обладала правом постановки на учёт по основаниям, предусмотренным пунктами 13, 14 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в порядке, определённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, а после указанной даты и на момент увольнения заявителя из органов внутренних дел, отсутствовали нормы права, обязывающие органы местного самоуправления принимать на учёт и обеспечивать жилыми помещениями граждан, увольняемых с военной службы.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции в постановленном по делу решении, должность, замещаемая Моисеенко Н.В. в период службы в органах внутренних дел, не относилась к среднему, старшему и высшему начальствующему составу МВД, в связи с чем, она не могла быть поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2015 года по делу N 2-54/2015 оставить без изменений, апелляционную жалобу Моисеенко Н. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.