Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Чуфистова И.В., Белоногого А.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании 13 мая 2015 года дело N 2-1751/15 по апелляционной жалобе Бибикова С. Ю. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 февраля 2015 года по заявлению Бибикова С. Ю. об оспаривании решения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя Бибикова С.Ю. - Николаевой Л.Е.; представителя администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - Шавровой О.Н.; Петрова С.Е.; представителя Петрова С.Е. - Петровой В.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Бибиков С.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выраженное в письме от "дата" N ... ; обязать администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование требований заявитель указал, что он является собственником долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес". Жилой дом расположен на земельном участке с целевым разрешенным использованием - для размещения индивидуального жилого дома. Заявитель обратился в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга по вопросу получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, в чем ему было отказано. Данный отказ заявитель считает незаконным, поскольку в ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения. Такое основание, как невозможность размещения на земельном участке двух домов не предусмотрено, в законе такого запрета нет, участок большой и на нем можно разместить еще один дом, при этом предельные размеры нарушены не будут.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03.02.15 в удовлетворении заявленных Бибиковым С.Ю. требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03.02.15, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно требованиям п. 4 указанной статьи, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, земельный участок по адресу: "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности Бибикову С.Ю. ( " ... " долей) и Петрову С.Е. ( " ... " долей).
На указанном земельном участке расположен " ... " жилой дом, площадью " ... " кв.м., который на праве общей долевой собственности принадлежит Бибикову С.Ю. ( " ... " долей) и Петрову С.Е. ( " ... " долей).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на земельном участке по адресу: "адрес", помимо двухэтажного индивидуального жилого дома, принадлежащего на праве общей долевой собственности заявителю и Петрову С.Е., Бибиковым С.Ю. возведен без разрешительной документации объект недвижимости, который на основании решения Выборгского районного суда, не вступившего в законную силу, признан подлежащим сносу.
"дата" Бибиков С.Ю. обратился в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил выдать ему разрешение на строительство " ... " жилого дома на земельном участке, площадью " ... " кв.м., расположенном по адресу: "адрес", приложив схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Письмом N ... от "дата" администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга Бибикову С.Ю. было сообщено, что оснований для выдачи разрешения на строительство второго жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес", не имеется, поскольку в соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от 04.02.09 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" на земельном участке по вышеуказанному адресу может быть размещен только один индивидуальный жилой дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 указанной статьи).
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 13 названной статьи предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.14 N 2-н утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2.6 названного Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем.
В соответствии с п. 2.9 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.14 N 2-н, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: представление не всех документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Административного регламента (с учетом положений пункта 2.7 настоящего Административного регламента); несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если заявителю было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положениям Закона Санкт-Петербурга от 19.01.09 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности в "адрес" включает участки ЗРЗ 1-4. В ЗРЗ 1 действует общий режим использования земель зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности с особыми требованиями: а) площадь участка, выделяемого под строительство - не менее " ... " га, площадь застройки - не более " ... " кв.м., высота - не более " ... " м до конька крыши (п. 2.1.1).
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности в "адрес" также включает в том числе участки ЗРЗ 1-4. В ЗРЗ 1 действует общий режим использования земель зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности с особыми требованиями: а) планировочные ограничения для участков жилой застройки: площадь участка, выделяемого под строительство - не менее " ... " га, процент застроенной территории участка - не более " ... "%, отступ зданий от красной линии - не менее " ... " м; б) ограничения по габаритам зданий (строений) для жилой застройки: площадь застройки - не более " ... " кв.м., высота - не более " ... " м до конька крыши, для акцентов - до " ... " м (п. 2.1.2).
Как усматривается из представленного в материалы дела градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", данный земельный участок находится в границах зоны зеленых насаждений общего и ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные сооружения - "Р2"; в территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности - "ЗРЗ 1-4". Параметры разрешенного строительства: площадь застройки - не более " ... " кв.м.; высота - не более " ... " м до конька крыши.
Поскольку площадь застройки при строительстве еще одного жилого дома, при наличии имеющихся строений, превысит площадь, определенную в градостроительном плане, администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга обоснованно исходил из несоответствия представленных документов градостроительному плану.
Как следует из доводов Бибикова С.Ю., со ссылкой на ориентировочную схему планировочной организации земельного участка, обращаясь в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга по вопросу выдачи разрешения на строительство одноквартирного индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес", он был намерен снести существующий на данном участке жилой дом.
Часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектами индивидуального жилищного строительства понимает отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Как усматривается из материалов дела, жилой дом, о сносе которого заявлено Бибиковым С.Ю., и разрешение на строительство на месте которого заявитель истребует, принадлежит на праве общей долевой собственности как Бибикову С.Ю. ( " ... " долей), так и Петрову С.Е. ( " ... " долей), который совместно с заявителем о сносе имеющегося на земельном участке жилого дома и строительстве на его месте нового не обращался, к составу семьи Бибикова С.Ю. не относится, против сноса существующего дома и строительства на его месте иного (одноквартирного) жилого дома возражает.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ч. 2 указанной статьи).
Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ч. 1 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений ч. 1 ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Учитывая, что разрешение вопроса о выдаче разрешения на строительство невозможно без учета прав и законных интересов второго сособственника дома и земельного участка, который к составу семьи заявителя не относится, совместно с ним с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома не обращался, в данном случае подлежат применению по аналогии положения п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление согласия иных правообладателей на осуществление строительных работ и правоустанавливающих документов этого правообладателя, на что правомерно указал при разрешении дела суд первой инстанции.
Доводы Бибикова С.Ю., изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для признания незаконным решения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выраженное в письме от "дата" N ... , поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка заявителя на тот факт, что несогласие Петрова С.Е. на снос существующего индивидуального жилого дома и строительство нового является немотивированным, направлен на злоупотребление правом, по мнению судебной коллегии, является необоснованной, в силу того, что Петров С.Е., являясь собственником долей земельного участка и индивидуального жилого дома, обладает равными с Бибиковым С.Ю. правами владения, пользования и распоряжения своим имуществом, использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, с учетом положений ч. 3 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе и имеет предусмотренное законом право, а не обязанность, разрешить строительство на своем участке другим лицам.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Бибикова С.Ю. - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бибикова С. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.