Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре Садыковой А.Р., с участием представителей заявителя Г.Ф.А. и М.Р.Р.., представителей заинтересованных лиц: Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") - Д.Н.В., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР Ф.В.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" (далее заявитель) обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости. Требования мотивировало тем, что заявителю на праве постоянного бессрочного пользования принадлежат следующие земельные участки:
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу "адрес" в южной части кадастрового квартала, граница которого проходит по "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу "адрес"
- а также часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, от земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м, под кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу "адрес"
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, составляет "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на "данные изъяты" года, составляет "данные изъяты" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, составляет "данные изъяты". Однако земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв. м. был размежеван на два земельных участка. Часть земельного участок площадью "данные изъяты" кв. м., используется "данные изъяты" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, стоимость части земельного участка составляет "данные изъяты".
Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила "данные изъяты".; согласно отчету N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила "данные изъяты" согласно отчету N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость части земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила "данные изъяты". Суммы кадастровой стоимости земельных участков влияют на размер уплачиваемого земельного налога. Заявитель просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представители заявителя Г.Ф.А. и М.Р.Р. требования, изложенные в заявлении, поддержали в части земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" в части требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной части земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" отказались. Отказ от требований мотивировали тем, что в настоящее время земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не существует, данный земельный участок разделен на два земельных участка, присвоены новые кадастровые номера, на спорную часть данного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации, изменена площадь данного земельного участка. Фактически прежний объект права выбыл из владения заявителя. Также отказался от требований в части возложения на Управление Росреестра в УР обязанности внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Суд считает необходимым принять отказ от части требований, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Д.Н.В. не возражала против удовлетворения требований заявителя.
Представитель Управления Росреестра по УР Ф.В.Б. также не возражала против удовлетворения требований заявителя.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Т.А.А. просила суд рассмотреть дело в отсутствии представителя Правительства УР
Представитель Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо было извещено о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что заявитель на праве постоянного бессрочного пользования, является владельцем следующих земельных участков:
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу "адрес" в южной части кадастрового квартала, граница которого проходит по "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу "данные изъяты"
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на "данные изъяты" и составляет: земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты".; земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты"
Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненного ООО " "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила "данные изъяты" согласно отчету N ДД.ММ.ГГГГ выполненного ООО "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила "данные изъяты"
Экспертными заключениями "данные изъяты" N N от ДД.ММ.ГГГГ и N N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что отчеты N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ выполненные ООО " "данные изъяты"" об определении рыночной стоимости земельных участков соответствуют требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" N135-Ф3 от 29.07.1998г., требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков превышает их рыночную стоимость, установленную отчетами об оценке земельного участка, заявитель обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).
В связи с изложенным, суд полагает, что заявитель вправе требовать определения кадастровой стоимости его земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Заявителем представлены отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков N от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненный ООО " "данные изъяты"", согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила "данные изъяты".; и отчет N ДД.ММ.ГГГГ выполненный ООО "данные изъяты"", согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила "данные изъяты"
Соответствие законодательству данных отчетов подтверждено экспертными заключениями.
Представленные заявителем доказательства являются относимыми и допустимыми, их достоверность сомнений не вызывает. Относительно достоверности отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков заинтересованными лицами возражений не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" в южной части кадастрового квартала, граница которого проходит по "адрес" в размере "данные изъяты" рублей
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты" в размере "данные изъяты" рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 18 июня 2015 года.
Председательствующий судья Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.