Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Ахкямова Р.Р.,
судей Сентяковой Н.Н., Соловьева В.А.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 29 июня 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе начальника отдела правовой и кадровой работы управления по обеспечению правовой и организационной деятельности Б.Г.А. на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 3 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Г.Р.Р. об обжаловании отказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения, возложении обязанности включить его в список удовлетворить.
Признать отказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики во включении Г.Р.Р. в (республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконным.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики включить Г.Р.Р. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.Р.Р. (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением об обжаловании отказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Министерство образования и науки УР) во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения, возложении обязанности включить его в этот список.
Требования мотивированы следующим: Г.Р.Р. обратился в Министерство образования и науки УР с заявлением о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом УР, действующим с 1 января 2013 года. Ответом Министерства образования и науки УР заявителю отказано во включении в республиканский список детей, оставшихся без попечения родителей и, соответственно, в предоставлении ему жилого помещения, ввиду того, что к моменту обращения в 2014 году он уже достиг 23 лет. Считает данный отказ незаконным, поскольку заявитель относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее с заявлением о предоставлении жилого помещения в установленном порядке не обращался, поскольку органы опеки не разъяснили ему его право на получение жилого помещения, поэтому он не был признан лицом, оставшимся без попечения родителей, и нуждающимся в жилом помещении, не был поставлен на учет для получения жилья. В собственности жилого помещения не имел, всегда проживал в интернатах. Считает, что он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Просил суд признать отказ во включении его в список незаконным, обязать ответчика устранить допущенное нарушение.
Г.Р.Р. в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором исковые требования поддержал в полном объеме.
На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Представитель Г.Р.Р. - Е.Т.В., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержала, суду пояснила, что срок для обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения пропущен Г.Р.Р. из-за состояния его здоровья ( "данные изъяты"), тяжелой жизненной ситуации и бездействия государственных и муниципальных органов. С 2007 года по настоящее время отбывает наказание в исправительном учреждении.
Министерство образования и науки УР в судебное заседание не явилось, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом. Представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных возражениях представитель заявленные требования не признал, указал, что Законом УР N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории. В соответствии с этим порядком лица дайной категории обязаны подать заявления в орган опеки и попечительства, который проводит проверку представленных заявителем сведений и составляет заключение. На основании положительного заключения органа опеки и попечительства Министерство образования и науки УР включает лицо в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. В материалах дела отсутствовали сведения об обращении Г.Р.О., ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья из числа лиц, оставшихся без попечения родителей ранее 2014 года, т.е. до достижения им 23 лет.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник отдела правовой и кадровой работы управления по обеспечению правовой и организационной деятельности Б.Г.А. просит отменить решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 3 апреля 2015 года и вынести по делу новое решение. В качестве основания для отмены указывает на неправильное применение и толкование судом норм материального права. Полагает, что реализация права на обеспечение жилым помещением производилась в соответствии с волеизъявлением лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, носила заявительный характер. Ссылаясь на ранее действовавший пункт 5 статьи 5 Закона Удмуртской Республики N2-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" считает, что за получение жилья во внеочередном порядке могли обратиться лица указанной категории, заявившие о своем праве в возрасте до 23 лет. По достижении 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законном N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из установленных законодателем условий ее получения. Считает, что заявителем не представлено документов, свидетельствующих об уважительности причин пропуска данного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как подтверждается материалами дела и установлено судом первой инстанции, Г.Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его одинокая мать Г.З.Ш. лишена родительских прав на основании решения Ленинского районного суда "адрес" от 13 августа 1984 года. В период с 1984 по 2007 года Г.Р.Р. находился на полном государственном обеспечении последовательно в БУЗ "ДГБ N3 "Нейрон" М3 УР" (1984-1987), в Кезском детском доме (1987-1991), МСОУ "Озоно-Чепецкая школа-интернат Кезского района" (1991-1999), Канифольном детском доме-интернате для умственно отсталых детей (1999-2000), Сарапульском психоневрологическим интернате (2000-2004), Пижильском психоневрологическом интернате (2004-2006), Глазовском психоневрологическом интернате (2006-2007). Был снят с регистрационного учета и выехал из Глазовского психоневрологического интерната 22 марта 2007 года на основании личного заявления. Жилого помещения в собственности и пользовании не имел. С 13 мая 1999 года является "данные изъяты" с диагнозом " "данные изъяты"".
Заявитель не имеет закрепленного жилья и постоянной регистрации по месту жительства.
Ответом Министерства образования и науки УР от 12 ноября 2014 года Г.Р.Р. отказано во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР. Данный отказ мотивирован тем, что настоящее время Г.Р.Р. утратил статус из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем не подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Указано, что основанием утраты данного статуса явилось отсутствие сведений об обращении Г.Р.Р. с заявлением о предоставлении жилого помещения в возрасте до 23 лет, а также сведений о постановке на учет органами опеки и попечительства как лица данной категории. Указанный ответ получен Г.Р.Р. 25 ноября 2014 года.
Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и сторонами по существу не оспариваются.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что причины пропуска Г.Р.Р. срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения, являются уважительными, что свидетельствует о наличии у заявителя права на обеспечение жильем в установленном законом порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Г.Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 13 августа 1984 года остался без родительского попечения вследствие лишении его матери родительских прав, то есть по смыслу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относился к числу детей-сирот. С 1984 года Г.Р.Р. находился под опекой государства на полном государственном обеспечении. Совершеннолетия Г.Р.Р. достиг 17 июля 2001 года, 23-летнего возраста достиг 17 июля 2006 года.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Применительно к данному делу заявитель должен был представить суду доказательства того, что он был постановлен на учет для предоставления жилья как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или обращался за постановкой на учет в период, когда он относился к указанной категории лиц, но неправомерно не был принят на учет.
Между тем, как следует из обстоятельств дела, Г.Р.Р. до 2001 года, то есть до достижения им совершеннолетия являлся ребенком-сиротой, и до 2006 года, то есть до достижения им 23-летнего возраста, относился к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доказательств того, что в указанный период времени Г.Р.Р. обращался с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в органы местного самоуправления, не представлено.
Вывод суда об отсутствии у заявителя возможности самостоятельно полностью осуществлять свои права по причине имевшегося и имеющегося психического заболевания не основан на законе, поскольку недееспособным Г.Р.Р. в установленном законом порядке не признан. Само по себе наличие заболевания не может свидетельствовать о том, что состояние здоровья Г.Р.Р. не позволило ему своевременно встать на учет нуждающихся в жилом помещении. Иных документов, соответствующим образом характеризующих о состоянии здоровья заявителя, в дело не представлено.
Также судебная коллегия полагает, что нахождение Г.Р.Р. в местах лишения свободы не препятствовало осуществлению права на подачу заявления о постановке на учет для предоставления жилого помещения как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в органы местного самоуправления.
На момент обращения в Министерство образования и науки УР в октябре 2014 года Г.Р.Р. уже не относился ни к одной из указанных категорий лиц, для которых Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что достиг совершеннолетия, а также возраста, превышающего 23 лет.
Доказательства ненадлежащего исполнения обязанностей органами опеки и попечительства в материалах дела отсутствуют.
Уважительных причин пропуска установленного законом срока для обращения с заявлением о принятии на учет или о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением, заявителем не приведено, в связи с чем доводы жалобы начальника отдела правовой и кадровой работы управления по обеспечению правовой и организационной деятельности Б.Г.А. заслуживают внимания.
На основании изложенного, заявление Г.Р.Р. об обжаловании отказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить его в список, подлежит оставлению без удовлетворения, поэтому судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 3 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Г.Р.Р. об обжаловании отказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения, возложении обязанности включить его в список, отказать.
Апелляционную жалобу начальника отдела правовой и кадровой работы управления по обеспечению правовой и организационной деятельности Б.Г.А. удовлетворить.
Председательствующий Р.Р. Ахкямов
Судьи: Н.Н. Сентякова
В.А. Соловьев
Копия верна:
Председательствующий судья Р.Р. Ахкямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.