Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Ахкямова Р.Р.,
судей Сентяковой Н.Н., Бурова А.И.,
при секретаре Пенькиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МО " "адрес"" Б.И.А.
на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановление Администрации МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ, которым К.И.Л. отказано в принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка, признано незаконным.
Этим же решением на Администрацию МО " "адрес"" возложена обязанность поставить семью К.И.Л. на учет в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямова Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.И.Л. обратилась в суд с жалобой о признании постановления незаконным.
Требования мотивировала тем, что является матерью троих детей: К.В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.К.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО " "адрес"" было подано заявление со всем пакетом документов для принятия на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка. Администрация МО " "адрес"" отказала в принятии на учет, о чем было вынесено постановление.
Просила признать постановление Администрации МО " "адрес"" N "данные изъяты", вынесенное ДД.ММ.ГГГГ (далее - постановление N "данные изъяты", постановление Администрации МО " "адрес"") об отказе в принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка, незаконным и обязать Администрацию МО " "адрес"" принять (поставить) на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка в рамках имеющихся у них полномочий.
В судебном заседании заявитель К.И.Л. жалобу поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО " "адрес"" Б.И.А. с жалобой не согласилась, пояснила, что заявителю было отказано в принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка по ч.1 ст.1 Закона УР N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории УР" (далее - Закона УР N 68-РЗ), в связи с тем, что ранее заявитель имела в собственности земельный участок и жилой дом, которые она продала ДД.ММ.ГГГГ.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО " "адрес"" Б.И.А. просит решения суда отменить и вынести по делу новое решение, поскольку считает, что принятое постановление N законно и вынесено в соответствии с условиям, определенными в ч.1 ст.1 Закона УР N 68-РЗ.
В судебном заседании суда второй инстанции, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, К.И.Л. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К.И.Л. является многодетной матерью, что подтверждается удостоверением N 776, выданного Администрацией г. Глазова ДД.ММ.ГГГГ и справкой Управления муниципального жилья Администрации г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ К.И.Л. обратилась в Управление имущественных отношений Администрации г. Глазова с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с Законом УР N 68-РЗ.
ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации г. Глазова принято постановление N об отказе К.И.Л. в принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка в связи с несоответствием условиям, указанным в ч. 1 ст.1 Закона УР N 68-РЗ.
Заявителю К.И.Л. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м., категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства и жилой дом, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенные по адресу: "адрес"
Данный участок с домом продан ДД.ММ.ГГГГ
Указанные обстоятельства установлены в суде первой инстанции и сторонами не оспариваются.
Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ (нормы, действовавшей на момент принятия заинтересованным лицом решения об отказе заявителю в принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 5 мая 2006 года N 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" многодетным семьям предоставляет мера социальной поддержки в виде бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики, в порядке, установленном Законом УР N 68-РЗ (п.5 ч. 1).
Признавая постановление N22/20 от 3 февраля 2015 года незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что продав в 2002 году жилой дом и земельный участок К.И.Л. не знала и не могла знать, что указанные действия могут повлиять на принятие решения об отказе во включении ее в список на получение бесплатно земельного участка в соответствии с Законом УР N 68-РЗ, так как указанный Закон принят, а также изменения в указанный Закон, касающиеся условия отсутствия у гражданина, в том числе и ранее, земельного участка под индивидуальное жилищное строительство или личное подсобное хозяйство, внесены после реализации К.И.Л. земельного участка и жилого дома.
Также суд первой инстанции исходил из того, что право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список на получение бесплатно земельного участка в соответствии с Законом УР N 68-РЗ у К.И.Л. возникло только после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент продажи ДД.ММ.ГГГГ жилого дома и земельного участка заявитель имела одного ребенка, второй и третий ребенок родились после введения в действие Закона УР N 68-РЗ.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда, как основание не применения к сложившимся отношениям Закона УР N 68-РЗ, ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Как указано выше в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ определено, что указанной категории граждан, к которой относится заявитель, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона УР N 68-РЗ определено, что гражданам, имеющим на момент подачи заявления, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Закона, трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях (в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, имеющим среднедушевой доход, дающий право на получение мер по социальной поддержке многодетных семей, предусмотренных частью 2 статьи 3 Закона "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", нуждающимся в жилых помещениях, в случае, если они и (или) члены их семьи не имели и (или) в настоящее время не имеют земельных участков, предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов, и не воспользовались одной из мер по социальной поддержке многодетных семей, предусмотренных пунктами 2, 5, 6 части 1, пунктом 6 части 2 статьи 3 Закона "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Основным требованием является нуждаемость в жилом помещении, а также то, что заявитель или члены семьи заявителя не имели и (или) в настоящее время не имеют земельных участков.
Установлено, что заявитель ранее имела земельный участок с домом, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
Нормы, определяющие порядок и условия предоставления бесплатно земельных участков определенному кругу граждан, установлены Законом УР N 68-РЗ и в настоящее время являются действующими.
Соответственно заявитель К.И.Л. в соответствии с нормами принятого Закона УР не является лицом, подпадающей под категорию гражданам, которым в соответствии Законом УР N 68-РЗ предоставлено право бесплатного получения земельных участков.
Направленность данного закона определяет возможность предоставления бесплатно земельных участков определенному кругу лиц, нуждающихся в поддержке государства.
Учитывая, что Земельный кодекс Российской Федерации не содержит обязательных предписаний о порядке предоставления бесплатно земельных участков на основании ст. 39.5 названного Кодекса. Судебная коллегия по административным делам полагает, что установление оснований для отказа в принятие на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка, является элементом, порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.
Анализ норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих аналогичные земельные правоотношения с иными категориями граждан, позволяет сделать вывод о том, что под порядком предоставления бесплатно земельных участков в собственность отдельным категориям граждан следует понимать последовательность действий сторонами земельных правоотношений, совершаемых при наличии установленных законом субъекта Российской Федерации обстоятельств, результатом которых является приобретение земельного участка в собственность бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
В данном случае, порядок и случаи предоставления земельных участков отдельным категориям граждан определен Законом УР N 68-РЗ, который является действующим и из его буквального толкования следует, что заявитель, как лицо, ранее имевшее земельный участок в границах населенного пункта с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства не подпадает под категорию граждан, имеющих право на получение бесплатно земельных участков в соответствии с вышеуказанным законом УР и соответственно предварительной постановки на учет.
Выводы суда о том, что поскольку в законе УР отсутствует ссылка о распространении его действий на отношения по предоставлению земельных участков, возникших до вступления его в действие, то соответственно условия, с которыми Закон связывает возникновение у граждан права на бесплатное предоставление земельных участков, должны возникнуть после вступления в силу Закона УР N 68-РЗ, основаны на неверном толковании норм материального права.
В данном случае законодатель передал субъектам РФ право устанавливать случаи и порядок бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан.
В свою очередь в Удмуртской Республике принят Закон N 68 - РЗ, который данный порядок и случаи определил, в частности: заявитель или члены семьи заявителя не имели и (или) в настоящее время не имеют земельных участков.
Иного данным законом не определено и данная трактовка не определяет временной промежуток, и какие-либо ограничения во времени наличия земельного участка у заявителя или членов семьи.
При таких обстоятельствах, коллегия полагает, что решение суда основано на неверном толковании и применении норм материального права, подлежит отмене, с вынесением нового решения, которым требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Вынести новое решение, которым требования К.И.Л. о признании постановления N 22/20, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка, незаконным и обязать Администрацию МО " "адрес"" принять (поставить) на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка, оставить без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Ахкямов
Судьи Н.Н. Сентякова
А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.