Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Сентяковой Н.Н., Соловьева В.А.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 24 июня 2015 года гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района города Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к действию
по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района города Ижевска на решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 8 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Октябрьского района города Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "город Ижевск" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., выслушав пояснения прокурора Борзенковой Т.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя Администрации города Ижевска М.Э.Ф. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ), представителя ООО " "данные изъяты"" М.С.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), возражавших против доводов апелляционного представления, представителя МБУК "Муниципальный молодежный театр " "данные изъяты"" М.А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), выразившего согласие с решением суда, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района города Ижевска (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Ижевска (далее - Администрация), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования мотивировал следующим.
На территории Октябрьского района города Ижевска имеется действующая теплотрасса инв. N от УТ-1 (за монтажным техникумом) до многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", протяженностью 410,8 кв.м. Данная теплотрасса обеспечивает теплом указанные жилые дома, а также здание кинотеатра "Удмуртия" по "адрес" (МБУК ММТ " "данные изъяты""), однако, не имеет собственника, то есть фактически является бесхозяйной, в результате чего ее обслуживанием и ремонтом никто не занимается.
В связи с чем, на основании статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ и пунктов 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 года N 580 просил суд признать незаконным бездействие Администрации города Ижевска по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество - теплотрассу инв. N от УТ-1 (за монтажным техникумом) до многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", протяженностью 410,8 кв.м и возложить на Администрацию города Ижевска обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в нем.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации города Ижевска - Л.К.В. возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что рабочая комиссия по выявлению объектов коммунального назначения, имеющих признаки бесхозяйных на территории Октябрьского района города Ижевска не установила признаков бесхозяйного имущества у спорного участка теплотрассы.
Представитель заинтересованного лица ТСЖ " "данные изъяты"" К.М.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица ООО " "данные изъяты"" Т.Г.Л., действующий по доверенности, в судебном заседании, заявленные требования полагал не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что между ТСЖ " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" подписан акт разграничения балансовой принадлежности, в соответствии с которым спорный участок теплотрассы отнесен к зоне балансовой принадлежности и ответственности ТСЖ, поэтому имущество бесхозяйным не является.
Представитель заинтересованного лица ОАО " "данные изъяты"" в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель заинтересованного лица ОАО " "данные изъяты"" в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без их участия. В ранее проведенном судебном заседании пояснений о принадлежности спорного участка теплотрассы не дал.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 8 апреля 2015 года и вынести по делу новое решение, которым заявленные прокурором требования удовлетворить. В качестве основания для отмены указывает на незаконность и необоснованность судебного решения, указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы об отсутствии оснований для удовлетворения требования не доказаны, решение основано на неправильном применении норм материального права. Вывод суда об отсутствии бездействия Администрации города Ижевска является необоснованным, поскольку в заявлении прокурором ставится вопрос о признании незаконным бездействия Администрации, связанного с непринятием мер к оформлению прав на бесхозяйное недвижимое имущество, а не бездействия, связанного с нерассмотрением заявления ТСЖ " "данные изъяты"" о признании теплотрассы бесхозяйным недвижимым имуществом на заседании комиссии. Решение суда не содержит мотивировки вывода об отсутствии факта нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц бездействием Администрации. В судебном заседании установлено, что никто из участвующих в деле заинтересованных лиц, не имеет правопритязаний на теплотрассу. Договоры теплоснабжения не являются правоустанавливающими документами. Факт содержания теплотрассы ТСЖ " "данные изъяты"" в течение определенного периода времени не свидетельствует о том, что теплотрасса не является бесхозяйной. В случае постановки теплотрассы на учет в качестве бесхозяйной Администрация обязана определить теплосетевую или теплоснабжающую организацию, которая будет заниматься ее содержанием и обслуживанием.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является судебное решение.
Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены в первую очередь ни гражданского-правовым обязательством, а публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.
Одной из правовых форм контроля за деятельностью органов местного самоуправления (их структурных подразделений) является прокурорский надзор за соблюдением соответствующими органами (их структурными подразделениями) требований законодательства.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 22 января 1992 года N2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании пункта 3 статьи 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции следующее.
На территории Октябрьского района города Ижевска имеется действующая теплотрасса инв. N от УТ-1 (за монтажным техникумом) до многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес" протяженностью 410,8 кв.м. Данная теплотрасса обеспечивает теплом указанные жилые дома.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о регистрации прав на указанное недвижимое имущество отсутствуют.
Жилые "адрес" по "адрес" были построены ОАО " "данные изъяты"" совместно с ГП " "данные изъяты"" (в настоящее время ОАО " "данные изъяты"") в период с 1996 по 1999 год, введены в эксплуатацию в декабре 1999 год. В настоящее время на балансе ОАО " "данные изъяты"", ОАО " "данные изъяты"" ни сами жилые дома, ни участок теплотрассы не состоят.
В период с 2005 по 2014 года между ООО " "данные изъяты"" и ТСЖ " "данные изъяты"" неоднократно заключались договоры теплоснабжения указанных жилых домов. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности за техническое состояние и эксплуатацию тепловых сетей, спорный участок теплотрассы относился к балансовой принадлежности и ответственности за техническое состояние абонента ТСЖ " "данные изъяты"". Согласно приложениям к договору теплоснабжения ТСЖ обязалось оплачивать тепловую энергию, включая теплопотери в спорном участке теплотрассы. Согласно имеющихся в материалах дела ответов на запросы прокурора и суда, указанный выше участок теплотрассы собственностью ТСЖ " "данные изъяты"" не является.
В августе 2013 года на основании решения общего собрания ТСЖ " "данные изъяты"" от 31 июля 2013 года, ТСЖ обратилось в Администрацию города Ижевска с заявлением о принятии безвозмездно спорного участка теплотрассы в муниципальную собственность.
5 февраля 2014 года Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска отказало ТСЖ " "данные изъяты"" в принятии теплосети в муниципальную собственность.
12 февраля 2014 года ТСЖ " "данные изъяты"" обратилось в Администрацию города Ижевска с заявлением о принятии безвозмездно спорного участка теплотрассы в муниципальную собственность как бесхозяйного объекта.
На заседании постоянно действующей рабочей комиссии по выявлению объектов коммунального назначения, имеющих признаки бесхозяйных на территории Октябрьского района города Ижевска 6 марта 2014 было принято решение не признавать сети теплоснабжения жилых домов по адресу: "адрес" имеющими признаки бесхозяйных. Рекомендовано ТСЖ " "данные изъяты"" начать процедуру передачи сетей теплоснабжения в муниципальную собственность в установленном порядке со ссылкой на статью 236 ГК РФ, в соответствии с которой отказ от права собственности не влечет прекращение прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности другим лицом.
Таким образом, поводом для обращения прокурора в суд с названным заявлением явилась сложившая неопределенность в определении правового режима участка теплотрассы инв. N от УТ-1 (за монтажным техникумом) до многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", протяженностью 410,8 кв.м, отсутствие субъекта, ответственного за содержание и обслуживание указанного участка теплосети.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Администрации, а также отсутствие нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, именно на муниципальный орган законом возложена обязанность по непосредственному совершению действий, итогом которых является отнесение имущества к числу бесхозяйного.
Наряду с общими нормами, обязанности органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения определены специальными правилами.
Так, в соответствии с подпунктами 4 и 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении").
Частью 6 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении" определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
В соответствии с вышеуказанной нормой орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей.
Системно толкуя приведенные нормативные положения, судебная коллегия отмечает, что действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судебной коллегией установлено, что спорный участок теплотрассы длительное время не имеет собственника (иного законного владельца) и является бесхозяйным, мер правового реагирования по факту наличия в границах муниципального образования город Ижевск бесхозяйного объекта недвижимости, органом местного самоуправления не предпринято.
Правовое содержание понятия "бездействие" раскрывается в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии с которым к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Учитывая длительность фактического бесхозяйного состояния спорного имущества, принимая во внимание многочисленную переписку по поводу определения принадлежности спорного имущества, а также отсутствие требуемых со стороны органа местного самоуправления действий и решений в отношении участка теплотрассы, судебная коллегия полагает, что виновное бездействие Администрации города Ижевска установлено.
Поскольку спорный объект недвижимости фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйными, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, а также не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, в связи чем доводы апелляционного представления заслуживают внимания.
На основании изложенного, заявленные требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении возложенных законом обязанностей в отношении бесхозяйного имущества подлежат удовлетворению, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение, которым требования прокурора о признании незаконным бездействие Администрации города Ижевска по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество - теплотрассу инв. N от УТ-1 (за монтажным техникумом) до многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес" протяженностью 410,8 м.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 8 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования Прокурора Октябрьского района города Ижевска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Ижевска по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество - теплотрассу инв. N от УТ-1 (за монтажным техникумом) до многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес" протяженностью 410,8 м.
Обязать Администрацию города Ижевска обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - теплотрассы инв. N от УТ-1 (за монтажным техникумом) до многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес" протяженностью 410,8 м.
Апелляционное представление прокурора Октябрьского района города Ижевска удовлетворить.
Председательствующий А.В. Полушкин
Судьи: Н.Н. Сентякова
В.А. Соловьев
Копия верна:
Председательствующий судья А.В. Полушкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.