Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Мулярчика А.И.
судей Черных С.В., Карболиной В.А.
при секретаре Третьяк А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 18 июня 2015г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Новосибирской области" на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 марта 2015 г., которым удовлетворены частично исковые требования Военного прокурора Новосибирского гарнизона в защиту интересов Сидоровой Л.А. к ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учётом повышения, перерасчёте пенсии.
За Сидоровой Л.А. признано право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учётом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 12.11.2013 года.
На ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" возложена обязанность, произвести Сидоровой Л.А. перерасчёт пенсии по случаю потери кормильца за период с 12.11.2013г. по настоящее время.
В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Черных С.В., объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" Шановой Е.Г., возражения представителя военного прокурора Новосибирского гарнизона Арешкина В.В., объяснения Сидоровой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Новосибирского гарнизона обратился в суд в интересах Сидоровой Л.А. с иском к ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" о признании права на получение пенсии с учётом повышения, перерасчёте пенсии.
В обосновании иска указал, что Сидорова Л.А. с 11.09.2002 г. по настоящее время является получателем пенсии от Министерства обороны РФ по случаю потери кормильца - сына Сидорова Р.В., погибшего при исполнении обязанностей военной службы 17.08.1999г.
Федеральным законом от 27.11.2002 г. N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1.01.2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Соответственно, Сидоров Р.В., погибший при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий на территории Северо-Кавказского региона (с. Ботлих Республики Дагестан), относится к категории "ветеран боевых действий".
Пенсия матери погибшего Сидоровой Л.А. назначена в соответствии со ст. 36 Закона N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в размере 40 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца.
При этом, назначение пенсии Сидоровой Л.А. осуществлено без учета повышения, установленного п. "г" ст. 45 вышеуказанного Закона.
Сидорова Л.А. обращалась с соответствующим заявлением о перерасчете пенсии к ответчику 12.11.2014г., однако, в удовлетворении заявления ей было необоснованно отказано.
Таким образом, право на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения, в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона, на основании положении ст. 55 Закона N возникло у заявительницы с ноября 2013 г.
С учетом изложенного, просил признать за Сидоровой Л.А. право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения предусмотренного п. "г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1. Обязать ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" произвести Сидоровой Л.А. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период с 12.11.2013 по настоящее время.
Судом постановлено решение, с которым не согласился представитель ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области", в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указал, на незаконность постановленного решения суда, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Законом РФ от 12.02.1993 г.N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрено три вида пенсии, пенсию по инвалидности и за выслугу лет получают сами военнослужащие, а пенсию по потере кормильца в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. При этом размер всех видов пенсии зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст. 43 Закона.
Статья 45 данного Закона помещена в разделе "исчисление пенсий", где излагаются общие положения для всех видов пенсий, определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Повышение, предусмотренное п. "г" ч.1 ст. 45 Закона РФ N4468-1 не является частью денежного довольствия военнослужащих, из размера которых исчисляется пенсия, не входит в состав пенсии, выплачивается военным пенсионерам только при наличии удостоверения "Ветеран боевых действий" либо свидетельства о праве на льготы.
Пунктом "г" ст. 45 Закона РФ N 4468-1 определен круг лиц, имеющих право на данное повышение, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Для членов семей погибших военнослужащих законодательными актами устанавливаются конкретные адресные меры социальной поддержки и дополнительные выплаты.
В соответствии со ст. 28 ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших, в том числе и ветеранов боевых действий, осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших, в том числе и ветеранов боевых действий.
Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий: фактическое участие в боевых действиях и оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативными актами.
Фактическое участие в боевых действиях является лишь обязательной предпосылкой для приобретения статуса ветерана, кроме того приобретение статуса ветерана боевых действий является правом военнослужащего, а не обязанностью.
В личном деле военнослужащего Сидорова Р.В. отсутствуют сведения о том, что ему выдавалось удостоверение ветерана боевых действий или Свидетельство о праве на льготы, Сидоровой Л.А. при оформлении пенсии по случаю потери кормильца так же не предъявлялось удостоверение члена семьи погибшего ветерана боевых действий. Таких доказательств истцом не представлено.
При этом военный комиссариат Новосибирской области не наделен полномочиями самостоятельно определять круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий.
А при таких обстоятельствах, на основании положений ст.55 Закона РФ N 4468-1 оснований для удовлетворений требований истца не имелось.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "г" ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 п. 1 ст.2 ФЗ "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 п.1 ст.3 ФЗ "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст. 46 Закона.
Тем самым п. "г" ч.1 ст.45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (ст. 21 ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах"). В то же время данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение п. "г" ч.1 ст.45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 возможно только в системной связи с подпунктами 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах".
Подпункты 1 - 4 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от 27.11.2002г. N158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 п. 1 ст.3 ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 01.01.2004г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признается выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 01.01.2004 г., в связи с чем, именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сидорова Л.А. по случаю потери кормильца - сына Сидорова Р.В., погибшего при исполнении обязанностей военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время является получателем пенсии от Министерства обороны РФ.
Согласно послужному списку лейтенанта Сидорова Р.В., после окончания военного учебного заведения в 1999г. убыл для дальнейшего прохождения военной службы на территорию Северо-Кавказского военного округа. В августе 1999г. Сидоров Р.В. принимал участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в составе 3 взвода разведывательной роты в/части 32258. ДД.ММ.ГГГГ. Сидоров Р.В. погиб при исполнении обязанностей военной службы в результате взрывной травмы.
С учетом изложенного, на основании указанных норм закона суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Сидоров Р.В., погибший при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий на территории Северо-Кавказского региона (с. Ботлих Республики Дагестан) признается ветераном боевых действий, поскольку истцом представлены доказательства, подтверждающие фактическое выполнение задач в ходе контртеррористических операций на соответствующей территории и в соответствующий период.
Пенсия матери погибшего Сидоровой Л.А. назначена в соответствии со ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 в размере 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст. 43 Закона. При этом, назначение пенсии Сидоровой Л.А. осуществлено без учета повышения, установленного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1.
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1).
Согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимыми документами являются документы, подтверждающие фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды.
Учитывая, что обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, является отнесение к ветеранам боевых действий новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.
12.11.2014г. Сидорова Л.А. обратилась с заявлением о перерасчёте пенсии с учётом повышения, установленного п. "г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1.
02.12.2014г. ответчиком Сидоровой Л.А. было отказано в удовлетворении заявления, со ссылкой на то, что данная норма закона распространяется непосредственно на самих ветеранов боевых действий, в связи с чем заявительница право на увеличение пенсии по указанному основанию не имеет.
Суд, первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, заявленные военным прокурором Новосибирского гарнизона, в интересах Сидоровой Л.А., руководствовался вышеуказанными нормами закона, дав оценку представленным доказательствам, пришел к выводу, что право на обращение с заявлением об увеличении пенсии в соответствии с п. "г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 у Сидоровой Л.А. возникло с ДД.ММ.ГГГГ г., а право на получение и перерасчет пенсии с учетом увеличения по случаю потери кормильца по указанному основанию возникло у последней с ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с чем пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности произвести Сидоровой Л.А. перерасчёт пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст.45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 за период с 12.11.2013г. по настоящее время.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о не согласии с решением суда, не опровергают выводов, изложенных в решении, поскольку направлены на иное толкование и применение норм материального права, оснований для чего не имеется.
Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную последним в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, и являться основанием для отмены решения суда.
Несостоятельным является довод подателя жалобы о необоснованности применения судом к спорным правоотношениям положений ФЗ от 27.11.2002 г. N158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах", поскольку Сидоров Р.В. погиб ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до ДД.ММ.ГГГГ и не был официально признан ветераном боевых действий, поскольку право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семьи военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащим обязанностей военной службы и подтверждения в рамках спорных правоотношений фактического выполнения задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды, что было установлено судом, и не опровергнуто ответчиком.
И отсутствие возможности реализовать свое право на получение удостоверение ветерана боевых действий Сидоровым Р.В., в связи с его гибелью ДД.ММ.ГГГГ г., не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку с учетом установленных обстоятельств, в силу указанных выше норм закона Сидоров Р.В., признается ветераном боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 марта 2015 года, в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Новосибирской области", без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.