Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова
Д.Н.,
судей Терехина В.А., Миндубаева М.Н.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. дело по апелляционной жалобе Рашитова Р.А. на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 30 марта 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении заявления Рашитова Р.А. в лице представителя ФИО2 о признании референдума в муниципальном образовании "Иске-Рязапское сельское поселение" Спасского муниципального района РТ незаконным и отмене итогов референдума отказать".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Рашитова Р.А. в ее поддержку, представителя ИКМО "Иске-Рязапское сельское поселение" Нугаева М.А., представителя УИК избирательного участка N 2584 "Иске-Рязапское сельское поселение" Сафиуллину Р.А., возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рашитов Р.А. в лице представителя Пахомова О.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене итогов референдума, проведенного в муниципальном образовании "Иске-Рязапское сельское поселение" Спасского муниципального района Республики Татарстан.
Как приводится в обоснование требований самим заявителем, 18 января 2015 года в муниципальном образовании "Искерязяпский сельский совет" (в формулировке заявления) прошел референдум о самообложении. Вопрос, поставленный на разрешение посредством проведения референдума, был связан с отношением участников местного референдума к введению в 2015 году самообложения в сумме 1000 рублей с каждого совершеннолетнего жителя, зарегистрированного по месту жительства, а также не проживающего, но имеющего собственность на территории Искерязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан и направлением полученных средств на решение вопросов местного значения с указанием перечня работ, требующих выполнения.
Референдум был назначен решением Иске-Рязапского сельского поселения Спасского района Республики Татарстан от 28 ноября 2014 года.
Заявитель считает, что данный референдум был проведен с нарушением требований законодательства. Решение о проведении референдума опубликовано не было, большая часть жителей поселения о его проведении и о поставленном вопросе оповещена не была. Из числа избирателей - 640 человек - в помещении для голосования проголосовало 269 человек, вне помещения - 105 человек, досрочно - 100 человек, что, по мнению заявителя, означает, что количество проголосовавших в соответствии с требованиями законодательства составляет менее 50% от общего числа лиц, имеющих право на участие в референдуме.
Указанное Рашитов Р.А., являясь участником данного референдума, считает основанием для признания незаконным решения участковой избирательной комиссии Иске-Рязапского сельского поселения об итогах голосования.
Рашитов Р.А., уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, его представитель - Пахомов О.Г. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель исполнительного комитета Иске-Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан - Нугаев М.А., председатель участковой комиссии N 2584 муниципального образования "Иске-Рязапское сельское поселение" Спасского муниципального района Республики Татарстан - Сафиуллина Р.Я. требования не признали, пояснив суду, что информация о проведении 18 января 2015 года референдума, а также решение об итогах проведенного референдума, была своевременно размещена на сайте Иске-Рязапского сельского поселения. Также Сафиуллина Р.Я. дополнительно пояснила, что о проведении референдума члену участковой комиссии референдума N 2584 Рашитову Р.А., зарегистрированному в селе Иске-Рязап, фактически проживающему в городе Казани, также было известно. 18 января 2015 года в день проведения референдума Рашитов Р.А. весь день присутствовал на избирательном участке. При этом никаких замечаний от него, как члена избирательной комиссии не поступало. Членами избирательной комиссии, в том числе и Рашитовым Р.А., производился подсчет бюллетеней, по завершении которого был составлен протокол об итогах голосования, подписанный всеми членами избирательной комиссии, в том числе и Рашитовым Р.А.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился Рашитов Р.А., в апелляционной жалобе и дополнении к ней ставит вопрос о его отмене. В обоснование приводятся доводы о несогласии с решением суда по существу, указания на имевшие место, по мнению заявителя, нарушения материального и процессуального законодательства при проведении референдума, которые не были учтены при рассмотрении судом доводов первоначального заявления. Также указывается, что дело было рассмотрено без участия территориальной избирательной комиссии. Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к первоначально заявленным требованиям и их основаниям.
В суде апелляционной инстанции Рашитов Р.А. апелляционную жалобу поддержал.
Представителя ИКМО "Иске-Рязапское сельское поселение" Нугаев М.А., представитель УИК избирательного участка N 2584 "Иске-Рязапское сельского поселение" Сафиуллина Р.А. возражали против ее удовлетворения.
Согласно статье 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела данной категории рассматриваются с участием прокурора. Прокурор в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен. В силу части 1 указанной статьи Кодекса, неявка лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В силу части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме.
Согласно пункту 60 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме.
На основании частей 1 и 2 статьи 4 данного Федерального закона гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 29 Федерального закона, определяющая статус членов избирательных комиссий и комиссий референдума, не устанавливает ограничений для членов комиссий, связанных с реализацией гражданами активного избирательного права, в том числе с участием граждан, являющихся одновременно членом комиссии референдума, в референдуме на участке этой же комиссии и с реализацией ими иных прав в качестве участников референдума.
Статьями 61-74 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен порядок проведения референдума, а также определены гарантии прав его участников.
В соответствии с частью 10 статьи 75 Федерального закона с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
Согласно части 1 статьи 62 Закона Республики Татарстан от 24 марта 2004 года N 23-ЗРТ "О местном референдуме" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
На основании части 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан "О местном референдуме" гражданин, место жительства которого расположено в границах муниципального образования, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме (участник референдума). Гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.
В силу статьи 22 данного Закона статус членов комиссий референдума, как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса, устанавливается статьей 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Порядок проведения местного референдума установлен статьями 49-61 Закона Республики Татарстан и соответствует вышеприведенным положениям статей 61-74 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Иске-Рязапским сельским советом Спасского муниципального района Республики Татарстан принято решение от 28 ноября 2014 года N78 о проведении 18 января 2015 года местного референдума по вопросу введения самообложения граждан в Иске-Рязапском сельском поселении с 7.00 до 20.00 часов. При этом вопрос, поставленный для разрешения на местном референдуме, сформулирован следующим образом: "Согласны ли Вы на введение самообложения в 2015 году в сумме 1 000 рублей с каждого жителя, постоянно зарегистрированного, а также жителя, не имеющего регистрации, но имеющего собственность на территории муниципального образования "Иске-Рязапское сельское поселение", на мероприятия в соответствии с прилагаемым перечнем" (перечень приложен). Решение обнародовано посредством размещения на официальном сайте сельского поселения.
Решением территориальной избирательной комиссии Спасского района Республики Татарстан от 12 марта 2013 года N 7 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка N 2584 в составе 6 членов комиссии с правом решающего голоса. В ее состав в качестве члена комиссии с правом решающего голоса входит также Рашитов Р.А.
Как следует из протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования по вопросу введения самообложения граждан на территории Иске-Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан участка референдума N2584, составленному 18 января 2015 года в 20 часов 30 минут, число участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования составило 637, число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавших досрочно - 100, число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования - 269, число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 105. При этом в данном Протоколе указано, что в участковую комиссию референдума в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалоб (заявлений) не поступало. Протокол подписан членами избирательной комиссии, в том числе и Рашитовым Р.А., о наличии особых мнений членов комиссии в протоколе не указано.
Согласно решению территориальной избирательной комиссии от 19 января 2015 года местный референдум на территории Иске-Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан признан состоявшимся, а результаты референдума - действительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у органа местного самоуправления имелись полномочия по проведению референдума, вопрос, который поставлен на местном референдуме, относится к вопросам местного значения, нарушений законодательства о референдуме не усмотрел, равно как и не усмотрел нарушения прав участников референдума как при досрочном голосовании, так и в день его проведения. Также суд обратил внимание на то, что каких-либо заявлений и жалоб в связи с проведением референдума не поступало как от самого заявителя, так и от других участников референдума.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, регламентирующих проведение референдума и устанавливающих гарантии прав его участников.
Судом данные обстоятельства исследованы надлежащим образом, оснований для иной их оценки по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Также судебная коллегия считает обоснованным рассмотрение данного дела по существу, поскольку, несмотря на то, что Рашитов Р.А. является членом участковой комиссии референдума, он является и участником данного референдума на этом же участке, реализующим свое активное избирательное право, гарантируемое вышеприведенными положениями Федерального закона. Заявление подано Рашитовым Р.А. как участником референдума в рамках реализации соответствующих прав. Указаний на то, что нарушены его права как члена комиссии, заявление не содержит. Приоритета статуса члена комиссии референдума либо ограничений по участию наделенного таким статусом гражданина в референдуме законодательство не устанавливает. Специальный статус член комиссии референдума при этом не может ограничивать возможность реализации конституционного права участвовать в референдуме, а также исключать обращение в суд с заявлением в защиту таких прав.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней сводятся к несогласию с интерпретацией установленных судом обстоятельств дела, на оценке имеющихся по делу доказательств не основаны, сводятся к общим суждениям о нарушении законодательства вследствие ненадлежащей информированности граждан о проводимом референдуме, а потому отклоняются за необоснованностью.
Указание апеллянтом на нарушения процессуального характера, как при проведении референдума, так и при рассмотрении дела судом, основаниями для отмены решения являться не могут.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Фактов такого рода нарушений, равно как и надлежащих доказательств их совершения, заявителем не приведено.
Указание в жалобе на непривлечение к участию в деле территориальной комиссии вопреки позиции заявителя не может в данном случае рассматриваться как основание для отмены решения, поскольку указанная комиссия решение суда не обжалует, о нарушении своих процессуальных прав не заявляет, полномочий обращаться в суд в интересах указанной комиссии заявитель не имеет.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое е решение принято в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а потому подлежит оставлению без изменения. Правовых оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 30 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Рашитова Р.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.