Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Терехина В.А., Миндубаева М.Н.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. дело по апелляционной жалобе Черненко А.В. на решение Приволжского районного суда города Казани от 10 апреля 2015 года, которым постановлено:
"исковое заявление Черненко А.В. к государственному бюджетному учреждению "Безопасность дорожного движения" о признании действий незаконными и возмещении ущерба оставить без удовлетворения".
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ФИО1 - ФИО7 в ее поддержку, представителя ГБУ "Безопасность дорожного движения" ФИО6, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением к государственному бюджетному учреждению "Безопасность дорожного движения" (далее - ГБУ "БДД") о признании незаконными действий государственного органа и возмещении ущерба.
В обоснование заявленных требований указано, что 23 октября 2014 года, следуя из города Екатеринбург в город Москву, на стационарном пункте весового контроля (далее-СПВК) "Менделеевск" был остановлен для взвешивания автопоезд, в составе тягача марки HINO SH, государственный регистрационный знак ... и полуприцепа марки SHMITZ SK 027A, государственный регистрационный знак ... , принадлежащих Черненко А.В.
Согласно заявлению, маршрут транспортных средств проходил по автодороге федерального значения и по территориям более двух субъектов Российской Федерации. Однако работниками ГБУ "БДД" данный факт не был принят во внимание, и на СПВК "Менделеевск" заявителю было выдано специальное разрешение на движение транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжелого груза, при этом выставлено требование об оплате в кассу ГБУ "БДД" денежных средств в размере 4 007 рублей 80 копеек, в том числе в возмещение вреда, причиненного автодороге по маршруту следования, в размере 3 007 рублей 80 копеек и государственную пошлину за выдачу разрешения в размере 1 000 руб.
Черненко А.В. с действиями работников ГБУ "БДД" не согласен, считает их незаконными, поскольку ГБУ "БДД" не уполномочено на взимание платы в счет возмещения вреда и на выдачу разрешений на движение транспортных средств по автодорогам общего пользования, маршрут которых проходит по участкам автодорог федерального значения.
Также заявитель не согласен с допустимыми нагрузками, указанными в акте определения весовых параметров транспортного средства от 23 октября 2014 года N 5149, которые имеют отношение к размеру вреда, причиненного автодороге.
В этой связи Черненко А.В. просит признать незаконными действия ГБУ "БДД" по взиманию платы и выдаче разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих движение по маршруту, который проходит по участкам автомобильных дорог федерального значения или выходит за пределы одного субъекта Российской Федерации, взыскать с ГБУ "БДД" в его пользу 4 007 рублей 80 копеек, уплаченных в счет возмещения вреда и государственной пошлины за выдачу разрешения.
В судебном заседании представитель Черненко А.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ГБУ "БДД" требования не признал.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда Черненко А.В. не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывая, что суд не учел тот факт, что ГБУ "БДД" не уполномочено выдавать разрешения при прохождении маршрута по автомобильным дорогам федерального значения или при прохождении маршрута по территории двух и более субъектов Российской Федерации. Также в жалобе указывается на неприменение судом законодательства о средствах измерения.
В суде апелляционной инстанции представитель Черненко А.В. - Ахтямов Р.М. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ГБУ "Безопасность дорожного движения" Калимуллина Е.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
На основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
В силу части 1 статьи 254 Кодекса гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно частям 1 и 3 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством
На основании части 5 этой же статьи Федерального закона порядок выдачи специального разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 31 Федерального закона выдача специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 6 статьи 31 Федерального закона выдача специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Как установлено в части 7 указанной статьи Федерального закона, в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 6 настоящей статьи, за выдачу специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно части 8 этой же статьи Федерального закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 9 статьи 31 Федерального закона размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда, определяется в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" в целях обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, выполняющих перевозки грузов и пассажиров, а также упорядочения деятельности контрольных органов, осуществляющих надзорные функции на автомобильных дорогах, установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе на передвижных постах Госавтоинспекции, утвержден Приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125.
Согласно положениям указанного Порядка в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется: взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства;
сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;
в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2010 года N 918 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 сентября 2008 года N 692 "Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения" автомобильными дорогами общего пользования регионального значения являются автомобильные дороги (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения): соединяющие столицу Республики Татарстан - город Казань с административными центрами муниципальных районов Республики Татарстан; соединяющие между собой административные центры муниципальных районов Республики Татарстан; обеспечивающие межрегиональные связи Республики Татарстан с приграничными к ней регионами Российской Федерации; соединяющие автомобильные дороги общего пользования регионального значения между собой и автомобильные дороги общего пользования федерального значения с автомобильными дорогами общего пользования регионального значения; проходящие через населенные пункты, не имеющие объездных автомобильных дорог общего пользования регионального значения, и являющиеся составной частью автомобильных дорог общего пользования регионального значения, обеспечивающих движение транзитного автомобильного транспорта.
Из материалов дела следует, что 23 октября 2014 года на пункте весового контроля СПВК N 5 ГБУ "БДД" был произведен весовой контроль тягача марки HINO SH, государственный регистрационный знак ... , и полуприцепа марки SHMITZ SK 027A, государственный регистрационный знак ... , принадлежащих Черненко А.В. По результатам взвешивания составлен акт N 5149, которым установлен перегруз по осевым нагрузкам.
Пункт весового контроля СПВК N 5 ГБУ "БДД" размещен на федеральной автомобильной дороге, что заинтересованным лицом не опровергается.
В составленном по результатам определения весовых параметров транспортного средства акте N 5149 отражено следующее: количество осей транспортного средства - 5; допустимый норматив - 40000 кг, фактическая масса - 36 950 кг; осевая нагрузка на 2-ую ось - допустимый норматив: 10000 кг; фактическая нагрузка - 10700 кг.
Данный акт составлен на основании измерения весами 235, проверенными, свидетельство N 5065336, действительно до 13 октября 2015 года.
Экземпляр акта N 5149 Черненко А.В. получил, от перемещения груза отказался, что подтверждается его подписью в акте.
Согласно расчетному листу размер ущерба определен в сумме 3 007 рублей 80 копеек.
23 октября 2014 года Черненко А.В. обратился с заявлением на получение разрешения на перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования по маршруту движения: граница Удмуртской Республики - Менделеевск - Елабуга - Мамадыш - СПВК Кольцо - Исаково - граница Чувашской Республики, с указанием вида перевозки - "местная".
В этот же день ГБУ "БДД" было выдано истцу специальное разрешение 16 РТ N 009573 на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, вид перевозки - "местная" с грузом по маршруту: граница Удмуртской Республики - Менделеевск - Елабуга - Мамадыш - СПВК Кольцо - Исаково - граница Чувашской Республики.
23 октября 2014 года истцом была произведена оплата возмещения ущерба в размере 3007 рублей 80 копеек, а также госпошлины в размере 1000 рублей, что подтверждается кассовыми чеками.
Судом правильно установлено с учетом оценки имеющихся доказательств и на основании вышеприведенных положений нормативных правовых актов наличие у ГБУ "БДД" полномочий на взимание платы в счет возмещения вреда и на выдачу разрешений на движение транспортных средств по автодорогам общего пользования по маршруту следования по территории Республики Татарстан от границы Удмуртской Республики до границы Чувашской Республики, вид перевозки "местная".
На основании Устава ГБУ "БДД", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2012 года N 1155 "О государственном бюджетном учреждении "Безопасность дорожного движения", для осуществления основных видов деятельности Учреждение выполняет, в том числе, следующие функции:
выдача разрешений на период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан и организация взвешивания автотранспортных средств на соответствие установленным нормативным параметрам;
взвешивание автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан на соответствие установленным нормативным параметрам (по общей массе или нагрузке на каждую ось);
проведение расчетов и возмещения причиняемого вреда при проезде автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, общая масса которых или нагрузка на каждую ось превышает нормативные параметры, по дорожным сооружениям и автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан;
выдача разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан, во взаимодействии с владельцем автомобильных дорог и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в соответствии с порядком, установленным федеральным законом.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что ГБУ "БДД" делегированы публичные полномочия, вытекающие из полномочий Республики Татарстан по временному ограничению движения транспортных средств по дорогам регионального или межмуниципального значения и выдаче соответствующих разрешений, действия в рамках которых могут быть обжалованы в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Согласно указанной позиции, по правилам, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции исходил из того, что взвешивание автотранспортного средства заявителя осуществлялось на стационарном пункте весового контроля в соответствии с требованием указанных нормативных актов, с использованием весов, прошедших поверку, оспариваемый акт по результатам взвешивания содержит сведения о заводских номерах весов, дате проведения их поверки и номера свидетельства о поверке.
Вместе с тем к обстоятельствам, устанавливаемым по данному делу, относится также определение маршрута движения транспортных средств по дорогам федерального либо регионального значения.
Как следует из имеющихся в деле материалов, в частности из карт маршрута, полученных из общедоступных источников - информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и представленных сторонами, движение по указанному выше маршруту может быть осуществлено не только по федеральным трассам, но и по дорогам регионального и местного значения. Однако в любом случае из карт следует, что часть маршрута, проложенного преимущественно по дорогам регионального или местного значения, имеет участки пути по дорогам федерального значения. Доказательств наличия объездов таких участков в деле не имеется, заинтересованным лицом не представлено.
В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку ГБУ "БДД" делегированы публичные полномочия на осуществление рассматриваемых действий, данной организации надлежит доказывать законность выдачи специальных разрешений при условии движения по участкам автомобильных дорог федерального значения, чего сделано не было. Суд первой инстанции не учел того обстоятельства, что бремя доказывания законности оспариваемых действий возложено на заинтересованное лицо и не применил данное процессуальное правило при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, что расценивается как неправильное применение норм процессуального права, подлежащих применению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может считать доказанным законность выдачи специального разрешения ГБУ "БДД" на движение транспортных средств, принадлежащих Черненко А.В., по автодорогам общего пользования по маршруту следования по территории Республики Татарстан от границы Удмуртской Республики до границы Чувашской Республики, вид перевозки "местная", поскольку отсутствуют доказательства, что данный маршрут может быть проложен в объезд дорог федерального значения, в частности дороги М-7 "Волга". Довод заявителя о том, что на всем пути следования он двигался по автомобильным дорогам федерального значения, материалами дела не опровергается.
В силу вышеприведенных положений федерального законодательства, нормативных актов Республики Татарстан и Устава ГБУ "БДД" данная организация не наделена полномочиями на выдачу специальных разрешений для перевозки тяжеловесных грузов по дорогам федерального значения и, соответственно, не вправе взимать плату за причинение ущерба участкам автомобильных дорог федерального значения и государственной пошлины. Добровольность обращения за выдачей специального разрешения сама по себе не свидетельствует о законности действий ГБУ "БДД" по взиманию платежей с заявителя.
Таким образом, заявителю был причинен имущественный ущерб вследствие незаконных действий ГБУ "БДД", выразившихся в неправомерном взимании платы за причинение ущерба автомобильным дорогам федерального значения и государственной пошлины, который подлежит возмещению на основании части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Поскольку денежные средства в счет возмещения вреда в размере 3007 рублей 80 копеек и оплаты государственной пошлины в размере 1 000 рублей были уплачены Черненко А.В. в кассу ГБУ "БДД", данные суммы подлежат взысканию с лица, чьими незаконными действиями был причинен имущественный ущерб - ГБУ "БДД".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда как постановленного при неправильном определении обстоятельств дела и неправильном применении норм материального и процессуального права и удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 10 апреля 2015 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
Заявление Черненко Алексея Валерьевича удовлетворить.
Признать незаконными действия государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения" по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам федерального значения либо участкам таких дорог, государственной пошлины и выдаче разрешения на движение транспортных средств, принадлежащих Черненко А.В., при осуществлении движения по маршруту, который проходит по участкам автомобильных дорог федерального значения.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения" (ОГРН 1031628213099, ИНН 1659048020) в пользу Черненко А.В. денежные средства, уплаченные в счет возмещения вреда автомобильным дорогам, в размере 3007 рублей 80 копеек, а также в счет оплаты государственной пошлины за выдачу разрешения 16 РТ 009573, в размере 1000 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.