судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Ковязина М.Д.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Ветровой В.С. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Красноярского края
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 16 марта 2015 года, которым постановлено:
"Признать решение Комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, созданной при Министерстве социальной политики Красноярского края, об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем Ветровой В.С., принятое 20.05.2014 года N 4, и приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 22.05.2014 года N 213-ОД в части, касающейся отказа в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем Ветровой В.С., незаконными.
Обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить Ветровой В.С., как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны единовременную денежную выплату для приобретения жилого помещения, в размере, установленном действующим законодательством, либо предоставить Ветровой В.С. жилое помещение, отвечающее требованиям жилого помещения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, с учетом уточнений просил признать незаконным решение Комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, созданной при Министерстве социальной политики Красноярского края, об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем Ветровой B.C., принятое 20.05.2014 года; признать незаконным приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 22.05.2014 года N 213-ОД в части, касающейся отказа в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем Ветровой B.C.; обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить Ветровой B.C. жилое помещение, отвечающее требованиям жилого помещения, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Красноярского края от 18.02.2010 года N 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Требования искового заявления мотивированы тем, что Ветрова B.C. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как не имеет жилого помещения, однако ответчик отказал ей в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Красноярского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела. Указывает на то, что решение Комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, созданной при Министерстве социальной политики Красноярского края, не нарушает права и свободы истцы, поскольку носит рекомендательный характер, а окончательное решении о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем принимается Министром. Указывает на то, что у Ветровой В.С. отсутствует нуждаемость в жилом помещении, поскольку она проживает одна в квартире, принадлежащей ее внуку, в качестве члена семьи собственника, и имеет неограниченное право пользования указанной квартирой, то есть обеспечена жильем более установленной учетной нормы. Указывает на то, что суд в своем решении не указал конкретную форму меры социальной поддержки по обеспеченью жильем Ветровой В.С., в связи с чем решение суда является неисполнимым. Указывает на то, что суд, вынося решение о возложении на Министерство обязанности предоставить Ветровой В.С. единовременную денежную выплату для приобретения жилья в размере, установленном действующем законодательством, либо предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям жилого помещения, в нарушение ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных истцом требований, поскольку прокурором заявлялись требования о возложении обязанности предоставить истице жилое помещение.
В судебное заседание истица Ветровой В.М., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика Министерства социальной политики Красноярского края - Бордулеву В.А. (доверенность от 24.12.2014 года N80-7666), процессуального истца - прокурора прокуратуры Красноярского края Ковязина М.Д., 3-е лицо Медведева Е.В., просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Указом Президента Российской Федерации N714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт1).
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", членам семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 23.2 ФЗ N 5-ФЗ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 21 настоящего ФЗ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона Красноярского края от 18.02.2010 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" N 10-4386 меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Пунктом 6. ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что действие закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 18.02.2010 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ветрова В.С., являющаяся вдовой ветерана Великой Отечественной войны, постановлением Администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края от 04.06..2013 года N 475 была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением заседания комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от 20.05.2014 года N 4, Ветровой В.С. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с отсутствием права на ее получение.
Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 22.05.2014 года N 213-ОД Ветровой В.С. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Проверив законность принятого ответчиком решения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, поскольку она относится к категории граждан, нуждающихся в жилом помещении, так ни в собственности, ни по договору найма жилья не имеет, членом семьи собственника не является.
Судебная коллегия данный вывод находит правильным, так как он основан на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Дав надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, а также показаниям Медведева Е.В., из которых следует, что истица Ветрова В.С. с 01.08.2004 года по настоящее время проживает одна в однокомнатной благоустроенной квартире, общей площадью 33,3 кв.м., по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности ее внуку Ветрову В.С., который совместно с Ветровой В.С. не проживает, совместного хозяйства с ней не ведет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истица не может быть отнесена к числу членов семьи собственника жилого помещения.
Какие-либо объекты недвижимости истице на праве собственности не принадлежат, что подтверждается имеющимся в деле выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.05.2013 года и 05.05.2014 года, справкой из ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 08.05.2013 года.
Поскольку истица ни в собственности, ни по договору найма жилья не имеет, проживает в квартире, принадлежащей ее внуку Медведеву Е.В., который членом ее семьи не является, право пользования истицы данным жилым помещением производно от волеизъявления собственника, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным решение Комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, созданной при Министерстве социальной политики Красноярского края, от 20.05.2014 года N 4, Приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 22.05.2014 года N 213-ОД в части, касающейся отказа в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем Ветровой В.С., возложении на ответчика обязанности предоставить меру социальной поддержки по обеспеченью жильем.
Вместе с тем, учитывая, что истица Ветрова В.С. обращалась в Министерство социальной политики с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты от 12.05.2015 года, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения вывод суда о возложении на Министерство социальной политики Красноярского края обязанности предоставить Ветровой В.С. жилое помещение, отвечающее требованиям жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы Министерства социальной политики Красноярского края о том, что решение Комиссии не нарушает прав и свобод истицы, не создает препятствий к осуществлению ею прав и свобод, поскольку носит лишь рекомендательный характер, а окончательное решении о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем принимается Министром, судебная коллегия считает несостоятельными, так как в соответствии со ст. 7 Закона края от 18.02.2010 года N10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" Министерством при принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспеченью жильем учитывается предложение комиссии, принятое по результатам проверки права ветерана на ее получение. Как видно из материалов дела, решением Комиссии, на основании которого Министерством принималось соответствующее решение, Ветровой В.С. незаконно отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с отсутствием права на ее получение.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у истицы нуждаемости в жилом помещении, поскольку она проживает в квартире, принадлежащей ее внуку в качестве члена семьи собственника, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Исключить из резолютивной части решения Центрального районного суда г. Красноярска от 16 марта 2015 года вывод суда о возложении на Министерство социальной политики Красноярского края обязанности предоставить Ветровой В.С. жилое помещение, отвечающее требованиям жилого помещения.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.