Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.,
судей Гареевой Е.Б., Славской Л.А.,
прокурора Ковязина М.Д.,
при секретаре Журавковой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гареевой Е.Б.
гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Минусинска, обществу с ограниченной ответственностью "Рубин" о понуждении к действию,
по апелляционной жалобе директора ООО "Рубин" Мишиной Н.А.,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Минусинска Носкова В.Б.,
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 29.12.2014 года, которым постановлено:
"Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью "Рубин" и администрацию Минусинского района организовать и провести капитальный ремонт многоквартирного дома "адрес" в соответствии с техническим заключением ООО " "данные изъяты"" от "дата" за счет средств собственников жилых помещений, в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Минусинска и ООО "Рубин" о возложении обязанности организовать и провести капитальный ремонт многоквартирного дома "адрес" в соответствии с техническим заключением ООО " "данные изъяты"" от "дата" за счет средств собственников жилых помещений, о возложении на администрацию г. Минусинска предоставить нанимателям и членам семей на проведения капитального ремонта другие жилые помещения.
Требования мотивированы тем, что "данные изъяты" жилых помещений указанного многоквартирного дома являются муниципальными и предоставлены гражданам на условиях договоров найма. Собственниками жилых помещений многоквартирного дома "адрес" избран способ управления - управление управляющей организацией ООО "Рубин". Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования г. Минусинск, созданной постановлением администрации г. Минусинска от "дата", проведена оценка технического состояния вышеуказанного многоквартирного дома. Постановлением администрации г. Минусинска "данные изъяты" утверждено заключение "данные изъяты" о возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с утвержденными в Положении требованиями. Однако, как органом местного самоуправления, так и, ООО "Рубин" мер к восстановлению технических характеристик многоквартирного дома не принимается. В результате бездействия органов местного самоуправления и управляющей организации ООО "Рубин" нарушены жилищные права граждан - жителей указанного многоквартирного дома, что ведет к ухудшению условий их проживания и может представлять непосредственную угрозу их жизни, здоровью и имуществу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе директор ООО "Рубин" Мишина Н.А. просит изменить решение и обязать администрацию признать дом аварийным. Указывает на то, что конструктивные элементы здания имеют износ "данные изъяты"%, считает, что заключение межведомственной комиссии о необходимости проведения капитального ремонта дано без соблюдения постановления правительства "данные изъяты", в соответствии с которым дома, получившие повреждения в результате неравномерной просадки грунтов, а также в результате сложных геологических явления, следует признавать непригодными для проживания. При этом, по заключению специализированной организации от "дата", установлено, что дом имеет деформацию фундамента, крен угла, в связи с чем полагает, что дом является непригодным для проживания.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Минусинска Носков В.Б. просит отменить решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указывает на то, что администрация является одним из собственников жилых помещений и пользуется такими же права и обязанностями, как и иной собственник, соответственно возложение на администрацию обязанности по организации и проведению ремонта является незаконным. Кроме того, возлагая обязанность произвести капитальный ремонт за счет средств собственников жилых помещений, суд заведомо вынес неисполнимое решение, так как его исполнение будет целиком и полностью зависеть от действий третьих лиц - собственников. Также ссылаясь на заключение ООО " "данные изъяты"" суд не учел, что с момента его получения прошло 4 года и ситуация по характеристикам дома могла измениться, следовательно могли образоваться работы, которые не учтены в указанном заключении.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, уведомленных о рассмотрении дела, проверив материалы дела, решение суда, обсудив апелляционные жалобы, выслушав представителя администрации г. Минусинска Хундякова С.А., действующего на основании доверенности от "дата", поддержавшего апелляционную жалобу в полном объеме, прокурора Ковязина М.Д., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, разрешение вопроса о ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
П. 6 ст. 2 ЖК РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (п. 6.1 ст. 2 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: "адрес" состоит из "данные изъяты" помещений, "данные изъяты" помещений которого находится в муниципальной собственности, а остальные в собственности граждан. Данный жилой дом был построен и сдан в эксплуатацию в "данные изъяты" году, управление жилым домом осуществляет ООО "Рубин".
Согласно заключению ООО " "данные изъяты"" от "дата", техническое состояние жилого дома оценивается как неудовлетворительное, имеются трещины и протечки в покрытии кровли; вертикальное отслоение кирпичной кладки по всей высоте здания; перемычки над оконными проемами практически не имеют опирания, в некоторых местах отсутствуют; отсутствуют наружные откосы оконных проемов; имеются систематически следы замачивания и морозная диструкция кирпичной кладки; наличие вертикальных трещин; недостаточная величина защитного слоя арматурной сетки плит перекрытия; провалы бетонных полов первого этажа; повышенная зыбкость дощатых полов; отслоение штукатурки в некоторых местах отделки.
На основании акта межведомственной комиссии от "данные изъяты", составленного по результатам обследования, заключения ООО " "данные изъяты"" межведомственная комиссия, утвержденная постановлением администрации г. Минусинска от "данные изъяты" "О создании комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования г. Минусинск" приняла заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с утвержденными требованиями.
Из акта обследования жилого дома следует, что имеется разрушение кирпичной кладки дарового фасада в местах общего пользования ( душевые комнаты, туалеты); нарушение штукатурно-окрасочного слоя стен, потолков в местах общего пользования (лестничные клетки, коридоры 1,2,3, подъездов, душевые комнат, туалеты); полы в местах общего пользования имеют прогибы и щели, частично разрешен верхний слой перемычек над оконными проемами, оконные и дверные блоки в местах общего пользования деформированы и имеют трещины.
Постановлением администрации г.Минусинска "данные изъяты" утверждено заключение межведомственной комиссии о проведении капитального ремонта вышеназванного жилого дома с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.
Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку, жилой дом нуждается в капитальном ремонте и это обстоятельство подтверждается техническим заключением ООО " "данные изъяты"" от "дата", то имеются основания для возложения обязанности на ООО "Рубин" и администрацию г.Минусинска организовать и провести капитальный ремонт многоквартирного дома "адрес" в соответствии с техническим заключением ООО " "данные изъяты"" от "дата" за счет средств собственников жилых помещений.
Однако, с такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, так как они не основаны на законе.
Как указано выше, решение о проведении капитального ремонта в жилом доме является компетенцией общего собрания собственников жилого дома. Только собственники жилого дома вправе принимать решение о необходимости проведения капитального ремонта в доме, определять необходимые виды работ, их объем и стоимость, а также степень финансового участия конкретных собственников в проведении таких работ.
Учитывая, что на общем собрании собственников решение о проведении капитального ремонта, определения источника финансирования не принималось, доказательств в опровержение обратного не представлено, оснований для возложения на ответчиков обязанности по проведению капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: "адрес" у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, обращаясь с иском в суд, прокурор требовал проведения капитального ремонта в соответствии с техническим заключением ООО " "данные изъяты"" от "дата", однако, конкретных требований о том какие именно работы, в каком количестве и на какую сумму должны быть выполнены не заявлял, что делает решение суда неисполнимым и свидетельствует о его незаконности.
При таких обстоятельствах, вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права решение в части обязания ответчиков организовать и провести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: "адрес" за счет средств собственников подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
При этом, собственники помещений вышеуказанного многоквартирного дома не лишены возможности принять на своем общем собрании решение о проведении капитального ремонта, определив в указанном решении виды необходимых работ, их объем и источник финансирования мероприятий по капитальному ремонту в порядке, установленным Жилищным кодексом РФ.
Поскольку, оснований для обязания ответчиков по проведению капитального ремонта не имеется, а требования о возложении на администрацию г. Минусинска обязанности по предоставлению нанимателям и членам семей нанимателя на время проведения капитального ремонта других жилых помещений являются производными от первоначальных, то решение суда в части отказа в иске в данной части является правильным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 29 декабря 2014 года в части удовлетворения исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ООО "Рубин" и администрацию г. Минусинска обязанность организовать и провести капитальный ремонт многоквартирного дома "адрес" в соответствии с техническим заключением ООО " "данные изъяты"" от "дата" за счет средств собственников жилых помещений отменить. Постановить в данной части новое решение, которым Минусинскому межрайонному прокурору в интересах неопределенного круга лиц в удовлетворении исковых требований в данной части иска отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.