Судья федерального суда - Антипов В.В. Дело N 7р - 474/15
Р Е Ш Е Н И Е
04 июня 2015 года г.Красноярск, пр.Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Лазовский ФИО9, рассмотрев в судебном заседании жалобу заведующего МБДОУ "Детский сад N 31" Аркатовой Н.М. на постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Ачинске - заместителя главного государственного санитарного врача по городам Ачинску, Боготолу, Назарово, Ачинскому, Боготольскому, Назаровскому, Бирилюсскому, Большеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам N 757 от 03 марта 2015 года и решение судьи Ачинского городского суда Красноярского края от 08 мая 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 31 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей (далее - МБДОУ "Детский сад N 31"),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Ачинске - заместителя главного государственного санитарного врача по городам Ачинску, Боготолу, Назарово, Ачинскому, Боготольскому, Назаровскому, Бирилюсскому, Большеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам N 757 от 03 марта 2015 года МБДОУ "Детский сад N 31" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
Решением судьи Ачинского городского суда Красноярского края от 08 мая 2015 года данное постановление изменено: уточнена дата проведения проверки - 25 февраля 2015 года, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, законный представитель МБДОУ "Детский сад N 31" Аркатова Н.М. просит состоявшиеся по делу решения отменить, поскольку вина учреждения отсутствует, руководителем предпринимались все необходимые меры для выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в адрес учредителя направлялись письма о выделении средств. МБДОУ "Детский сад N 31" финансируется только из бюджета города Ачинска, у юридического лица не имелось достаточных финансовых средств. Допущенные нарушения в части несоблюдения нормативов освещенности являются малозначительными.
Проверив материалы дела, выслушав заведующего МБДОУ "Детский сад N 31" Аркатову Н.М. и защитника Богаш М.С., поддержавших доводы жалобы, представителей территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Ачинске Казакова А.И. и Сергееву Е.В., полагавших жалобу оставить без удовлетворения, нахожу постановление и решение судьи подлежащими изменению.
МБДОУ "Детский сад N 31" подвергнуто наказанию за то, что, как выявлено "дата" при проведении проверки в здании, расположенном по адресу: "адрес" учреждением допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, а именно:
в подготовительных группах (А, В), в средней группе (А) сон организован в групповых, с использованием раскладных кроватей с мягким ложем, что является нарушением п.4.11, п.6.13 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13);
стены в помещениях пищеблока с множественными дефектами, краска отслаивается, осыпается, керамическая плитка с дефектами, что затрудняет проведение качественной уборки влажным способом и дезинфекции, что является нарушением п.5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;
для полов в помещениях пищеблока используется керамическая плитка, не допускающая качественную обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов (поверхность пола с дефектами, частично плитка разрушена, имеются трещины, сколы), что является нарушением п.5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13;
потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха (помещения пищеблока - горячий цех, моечная посуды) не окрашены влагостойкими материалами, поверхность потолка с дефектами, побелка отслаивается, что является нарушением требований п.5.4 СанПиН 2.4.1.3049-13;
в умывальных, групповых ячеек младших групп (А, Б, В), средних групп (А, Б) установлены 3 умывальные раковины (необходимое количество 4 раковины), что является нарушением п.6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;
в умывальных, групповых ячеек младших групп (А, Б, В) установлено по 2 унитаза, средних групп (А, Б) установлено по 3 унитаза (необходимое количество 4 унитаза), что является нарушением п.6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;
в умывальных групповых ячеек подготовительной группы (А) - 22 ребенка, подготовительной группы (В) - 21 ребенок установлено по 3 унитаза и 3 умывальных раковины (необходимое количество 1 унитаз, 1 раковина на 5 детей), что является нарушением п.6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13;
в умывальных, групповых ячеек младших групп (А, Б, В), средних групп (А, Б), подготовительных групп (А, В) отсутствуют раковины для взрослых, что является нарушением п. 6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13;
температура воздуха в горячем цехе пищеблока и моечной пищеблока составляет 23,8°С ? 24,6°С (нормируемый показатель 15-22 °С), что является нарушением п.8.7 СанПиН 2.4.1.3049-13, п.5.3, таблица 1 СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений";
локальная вытяжная система вентиляции, в горячем цехе пищеблока установленная над электрическими плитами (являющимися источниками выделения тепла и газов) не работает, что является нарушением требований п. 13.4. СанПиН 2.4.1.3049-13.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с главой 1 Устава МБДОУ "Детский сад N 31" образовательная организация является юридическим лицом, некоммерческой организацией. Финансовое обеспечение её деятельности осуществляется за счет средств субсидий (на услуги, имущество, иные цели), а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена организации законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Красноярского края, города Ачинска, настоящим Уставом.
Аркатова Н.М. поясняла, что МБДОУ "Детский сад N 31" финансируется только из бюджета города Ачинска, других средств учреждение не получает.
Наличие у МБДОУ "Детский сад N 31" иных, выделенных не из бюджета города Ачинска, средств и возможность их использования на проведение капитального ремонта пищеблока, закупку кроватей, сантехники и ремонт вентиляции, не установлено.
Как следует из представленных законным представителем МБДОУ "Детский сад N 31" Аркатовой Н.М. писем, ею неоднократно в адрес руководителей управления образования администрации г.Ачинска направлялись обращения с просьбой принять меры, выделить необходимые средства на приобретение оборудования и инвентаря, указывалось на необходимость проведения капитального ремонта пищеблока.
В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, поскольку МБДОУ "Детский сад N 31" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, возможность соблюдения этих требований у юридического лица отсутствовала, вины МБДОУ "Детский сад N 31" в нарушении вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований не усматривается. В связи с этим указание о признании МБДОУ "Детский сад N 31" виновным в нарушении пунктов 4.11, 6.13, 5.1, 5.5, 5.4, 6.16.2, 6.16.3, 8.7, 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13, пункта 5.3, таблица 1 СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" следует из постановления и решения исключить.
В то же время, при проведении "дата" проверки в здании МБДОУ "Детский сад N 31" было выявлено, что уровни искусственного освещения составляют в приемной групповой ячейки средней группы (Б) 126-131 лк. (нормируемая величина 200 лк.), в приемной групповой ячейки младшей группы (Б) 163-170 лк. (нормируемый показатель 200 лк.), в горячем цехе пищеблока (рабочая поверхность) 55 лк. (нормируемый показатель 200 лк.), в моечной пищеблока 86 лк. (нормируемый показатель 200 лк.), что является нарушением требований п.7.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 и п.3.3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий";
уровни относительной влажности воздуха в центре помещения приемной средней группы "Б", в центре помещения игровой средней группы "Б", в центре помещения приемной 2 младшей группы "Б", в центре помещения игровой 2 младшей группы "Б", в центре помещения спальни 2 младшей группы "Б", в центре помещения приемной средней группы "А", в центре помещения игровой средней группы "А", в центре помещения музыкального зала, в центре помещения приемной подготовительной группы "Б", в центре помещения игровой подготовительной группы "Б", в центре помещения физкультурного зала, в центре помещения приемной старшей группы, в центре помещения игровой старшей группы, в центре помещения приемной 2 младшей группы "А", в центре помещения игровой 2 младшей группы "А" составляют от 27% до 36 % (нормируемый показатель 40-60 %), что является нарушением требований п.8.4 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Вина МБДОУ "Детский сад N 31" в несоблюдении уровней искусственного освещения и относительной влажности воздуха в помещениях учреждения подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, анализ которых приведен в постановлении и решении. Факт несоответствия уровней искусственного освещения и относительной влажности воздуха нормируемым показателям в жалобе не оспаривается.
Соблюдение данных санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения не требовало значительных финансовых затрат, поэтому могло быть обеспечено юридическим лицом. Об этом свидетельствует и устранение МБДОУ "Детский сад N 31" этих нарушений после окончания проверки.
При таких обстоятельствах, действия МБДОУ "Детский сад N 31" по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ квалифицированы верно.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Наказание МБДОУ "Детский сад N 31" назначено в соответствии с законом, с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере, предусмотренном ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, в связи с чем его следует оставить без изменения.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.1.3049-13) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Из представленных материалов дела следует, что уровни искусственного освещения и относительной влажности воздуха значительно ниже нормируемых показателей, в результате чего создается реальная угроза здоровью детей, нарушаются их конституционные права и законные интересы, в связи с чем совершенное МБДОУ "Детский сад N 31" деяние не может быть признано малозначительным.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Устранение нарушений ко дню рассмотрения дела не влечет освобождение от административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Ачинске - заместителя главного государственного санитарного врача по городам Ачинску, Боготолу, Назарово, Ачинскому, Боготольскому, Назаровскому, Бирилюсскому, Большеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам N 757 от 03 марта 2015 года и решение судьи Ачинского городского суда Красноярского края от 08 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 31 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей изменить:
исключить из постановления и решения указание о признании МБДОУ "Детский сад N 31" виновным в нарушении пунктов 4.11, 6.13, 5.1, 5.5, 5.4, 6.16.2, 6.16.3, 8.7, 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13, пункта 5.3, таблица 1 СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений".
В остальной части постановление и решение оставить без изменения, а жалобу Аркатовой Н.М. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.