Обсудив положение в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система), Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что, несмотря на усилия, предпринимаемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по стабилизации положения в уголовно-исполнительной системе, обстановка, в которой вынуждены строить свою работу учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, остается крайне тяжелой.
В следственных изоляторах и исправительных учреждениях не созданы условия содержания, отвечающие требованиям санитарно-гигиенических норм и международным стандартам, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания, широко распространены сердечно-сосудистые, инфекционные и венерические заболевания, психические расстройства, увеличивается смертность. Только за два последних года от болезней умерли около 16 тысяч человек, зафиксированы случаи смерти от дистрофии. Характер эпидемии приобрела заболеваемость туберкулезом. В настоящее время этим опасным недугом страдают свыше 90 тысяч человек. При этом более 25 тысяч больных содержатся вместе со здоровыми. Показатель заболеваемости туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы превысил в 1997 году аналогичный показатель по стране в 54 раза, а показатель смертности - в 28 раз. Для надлежащей организации лечения недостает диагностической аппаратуры и лекарственных препаратов. На медицинское обслуживание одного человека, содержащегося в местах лишения свободы, отпускается в 2 раза меньше средств, чем в системе Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются тысячи неизлечившихся туберкулезных больных, которые в большинстве случаев остаются вне поля зрения территориальных органов здравоохранения. Этот фактор осложняет и без того напряженную эпидемиологическую ситуацию в стране, представляет серьезную угрозу национальной безопасности.
Основными причинами сложившейся обстановки являются крайне неудовлетворительное и постоянно сокращающееся финансирование уголовно-исполнительной системы, отсутствие должного исполнения Министерством финансов Российской Федерации поручений Правительства Российской Федерации по выделению средств для стабилизации положения в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.
Если в 1996 году потребность уголовно-исполнительной системы в финансах была удовлетворена на 66 процентов, то в 1997 году - только на 34 процента. За одиннадцать месяцев 1998 года фактическое финансирование из федерального бюджета составило 38 процентов от минимальных потребностей системы. Более того, в июле - октябре 1998 года полностью прекратилось выделение бюджетных ассигнований на содержание заключенных под стражу и осужденных, что не позволило своевременно закупить продовольствие и топливо на осенне-зимний период 1998/99 года.
Фактически проваленной оказалась федеральная целевая программа "Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также строительство жилья для персонала указанных учреждений (на период до 2000 года)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1231. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых на ее реализацию, за последние три года уменьшился в 7 раз и составляет менее 3 процентов от предусмотренного. В результате следственные изоляторы переполнены почти в 1,5 раза от установленного лимита, около 100 тысяч подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не имеют спальных мест.
Из-за отсутствия финансирования не исполняется Федеральная целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 970.
Нарушение требований законодательства при содержании заключенных под стражу и осужденных в местах лишения свободы, попрание их прав формируют негативное общественное мнение, дискредитируют не только российскую уголовно-исполнительную систему, но и само государство перед Советом Европы, другими международными организациями, порождают недовольство указанных лиц, провоцируя их на социальный взрыв, который может произойти в любой момент.
Вместе с тем ухудшилось и без того трудное материальное положение сотрудников уголовно-исполнительной системы. Заработная плата им своевременно и в полном объеме не выплачивается, а ее уровень в условиях финансового кризиса не обеспечивает их социальной защищенности.
Считая, что положение в уголовно-исполнительной системе вышло за рамки ведомственных проблем Министерства юстиции Российской Федерации и возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Признать положение в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы критическим и требующим незамедлительного принятия мер по соблюдению законодательства Российской Федерации в части обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных.
2. Отметить, что данные Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы обязательства по безотлагательному улучшению условий содержания в местах лишения свободы не выполняются.
3. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на непринятие действенных мер по исполнению постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июня 1996 года N 229-СФ "О положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" и предложить:
разработать в 1999 году концепцию по дальнейшему реформированию уголовно-исполнительной системы, основными направлениями которой должны стать реорганизация деятельности мест лишения свободы, совершенствование нормативно-правовой базы их функционирования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации по защите прав свобод человека;
осуществить меры по полному погашению задолженности уголовно-исполнительной системы перед поставщиками по состоянию на 1 января 1999 года;
изыскать дополнительные возможности для финансирования в полном объеме федеральной целевой программы "Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также строительство жилья для персонала указанных учреждений (на период до 2000 года)", продлив срок ее действия до 2005 года, и Федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года;
разработать и утвердить в 1999 году федеральную целевую программу реструктуризации и реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы;
принять неотложные меры по оказанию специализированной противотуберкулезной помощи учреждениям уголовно-исполнительной системы с учетом мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1998 года N 582. При этом включить в качестве государственного заказчика программы и Министерство юстиции Российской Федерации;
См. подпрограмму "Туберкулез" к федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. N 280
См. подпрограмму "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" к Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 790
рассмотреть в 1999 году вопрос о внесении соответствующих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и в порядке законодательной инициативы внести его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Рекомендовать законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
срочно разработать и принять региональные программы по поддержке уголовно-исполнительной системы, в которых предусмотреть размещение обязательных заказов на предприятиях ее промышленного сектора;
освободить учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы от налогов и платежей, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
5. Поручить Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам подготовить в порядке законодательной инициативы и внести на рассмотрение Совета Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:
внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся вопросов стабилизации положения в уголовно-исполнительной системе;
ограничение применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести;
снятие ограничений в получении осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей, а также в приобретении продуктов питания и предметов первой необходимости.
6. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
предусмотреть при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" выделение ассигнований, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность уголовно-исполнительной системы с учетом передачи в ее ведение дополнительных функций конвоирования, этапирования и медицинского обеспечения заключенных под стражу и осужденных;
рассмотреть вопрос об объявлении амнистии для некоторых категорий лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.
7. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими правоохранительными органами выработать согласованную позицию о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части возможной замены лишения свободы другими видами наказаний и представить соответствующий проект федерального закона в Правительство Российской Федерации для внесения его в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
8. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации до внесения соответствующих изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации усилить прокурорский надзор за обоснованностью применения в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, особенно в отношении несовершеннолетних, женщин и пожилых людей. Чаще практиковать применение таких мер пресечения, как подписка о невыезде, личное поручительство и залог.
9. Обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой проанализировать в 1999 году соблюдение судами предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения уголовных дел и вынести этот вопрос на обсуждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
10. Направить настоящее постановление Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
Е.С. Строев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1998 г. N 567-СФ "О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г., N 2, ст. 248