Апелляционное определение СК по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 31 марта 2015 г. по делу N 33-139/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Меньшикова В.А.,
судей: Пестрикова О.В. и Чепика А.В.,
при секретаре Коноплёвой Ю.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Мишина Ю.А. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с увольнением его с военной службы, по апелляционной жалобе заявителя на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 26 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Меньшикова В.А., объяснения представителя должностного лица Зиминой Н.В., высказавшейся в поддержку решения, и мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа капитана юстиции Шевченко Д.С., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мишин обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о досрочном увольнении его с военной службы по собственному желанию и обязать должностное лицо изменить основание увольнения и уволить его по состоянию здоровья в связи с признанием заявителя военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Суд в удовлетворении требований отказал.
В апелляционной жалобе Мишин выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое.
В обоснование просьбы приведено следующее.
Вывод суда о том, что заявитель не имеет права на изменение основания увольнения с военной службы, поскольку ограниченно годным он был признан после издания приказа об увольнении, необоснован.
Заболевание Мишиным было получено в период прохождения военной службы, заключение военно-врачебной комиссии о признании ограниченно годным к военной службе дано до исключения из списков личного состава воинской части. После получения заключения военно-врачебной комиссии Мишиным были поданы рапорта на имя командования об изменении основания увольнения, однако решений по ним принято не было.
Ссылаясь на п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, заявитель полагает, что имеет право на изменение основания увольнения с военной службы, поскольку на момент прохождения военно-врачебной комиссии и дачи ею заключения он не был исключён из списков личного состава воинской части. Указаний на невозможность выбора основания увольнения ввиду уже состоявшегося приказа об увольнении с военной службы Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" не содержит.
Суд в нарушение ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 3 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" принял незаконное и необоснованное решение.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель военного прокурора Белогорского гарнизона Кипоть А.А. просит отказать в её удовлетворении и оставить в силе оспариваемое решение, при этом отмечает, что рапорт на увольнение заявителем был написан добровольно, от прохождения военно-врачебной комиссии он отказался, а заключение военно-врачебной комиссии, которым он признан ограниченно-годным, было дано спустя 6 месяцев после издания приказа об увольнении с военной службы. Заключение военно-врачебной комиссии Мишиным используется как формальный повод для оспаривания приказа об увольнении его с военной службы.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях относительно неё, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и усматривается из материалов дела, 1 ноября 2013 года Мишин рапортом на имя командира войсковой части N ходатайствовал о досрочном увольнении с военной службы по собственному желанию. При этом от прохождения военно-врачебной комиссии отказался, считая себя здоровым. В ходе беседы перед увольнением с военной службы заявитель повторно отказался от прохождения военно-врачебной комиссии, что отражено в листе беседы (л.д. 42). При таких обстоятельствах с момента подачи рапорта и дачи аттестационной комиссии заключения о возможности увольнения Мишина у соответствующего командования появилось законное основание к досрочному увольнению его с военной службы.
Согласно подп. "б" п. 3 ст. 51 вышеуказанного закона досрочное увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе производится исключительно по инициативе и волеизъявлению военнослужащего, основанному на заключении военно-врачебной комиссии о его ограниченной годности к военной службе.
Как правильно установил суд первой инстанции и не отрицается заявителем, на 19 декабря 2013 года, когда Министр обороны Российской Федерации принимал решение о досрочном увольнении Мишина с военной службы, заключение военно-врачебной комиссии о его ограниченной годности к военной службе отсутствовало.
Издавая приказ об увольнении заявителя, Министр обороны Российской Федерации правомерно исходил из того, что на 19 декабря 2013 года иных оснований к досрочному увольнению Мишина с военной службы не имелось.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии заявитель был освидетельствован и признан ограниченно годным к военной службе лишь 5 августа 2014 года, то есть спустя шесть месяцев после издания приказа об увольнении.
В соответствии с п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий службу по контракту и имеющий несколько оснований для увольнения с военной службы, вправе выбрать основание увольнения и уволиться по избранному им основанию. Однако действующее законодательство не содержит норм, позволяющих гражданам, в отношении которых на законных основаниях издан приказ об увольнении с военной службы, требовать изменения основания увольнения, а воинским должностным лицам - удовлетворять такие требования военнослужащих.
Что же касается доводов Мишина о том, что он обращался с рапортами об отмене приказа об увольнении и изменении основания увольнения еще до исключения его из списков личного состава, оставленными без реализации, судебная коллегия признает их несостоятельными, поскольку бездействие командования, выраженное в оставлении рапортов военнослужащего без рассмотрения, предметом разбирательства в суде первой инстанции не было, в связи с чем оценке по настоящему делу не подлежит. Факт нахождения заявителя в списках личного состава воинской части на момент признания его ограниченно годным к военной службе на законность приказа об увольнении не влияет и наличие права на изменение основания увольнения не предусматривает.
Не может быть принят во внимание и довод автора жалобы о нарушении судом норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы, изложенные в судебном решении, вытекают из установленных в судебном заседании фактов, подтверждающихся исследованными доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст. 327.1, ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского гарнизонного военного суда от 26 января 2015 года по гражданскому делу по заявлению Мишина Ю.А. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с увольнением его с военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мишина Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Согласовано
Судья В.А. Меньшиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.