Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Маслова А.К., Богданова А.П.
при секретаре Разночинцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садыковой Н.В., Садыкова В.М. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Белгородском районе о признании права на получение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), установленных для участников ВОВ, взыскании недоплаченных сумм по ЕДВ, установленных для участников ВОВ
по апелляционной жалобе Садыковой Н.В., Садыкова В.М.
на решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 19 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Богданова А.П., объяснения представителя УПФР в Белгородском районе Жумаевой С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 погиб 26.10.2005 года при исполнении обязанностей военной службы. Садыков В.М. и Садыкова Н.В., являясь родителями погибшего военнослужащего, обратились в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Белгородском районе с заявлением о предоставлении им ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для членов семей участников военных действий (Великой Отечественной войны), в чем им было отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований.
Считая указанный отказ незаконным, Садыков В.М. и Садыкова Н.В. инициировали дело настоящим иском и просили возложить на УПФР в Белгородском районе обязанность назначить им, как родителям военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, с 01.01.2015 года ежемесячную денежную выплату в размере, установленном статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" для членов семей участников Великой Отечественной войны, а также взыскать с ответчика в пользу каждого задолженность по ЕДВ, образовавшуюся за период с 01.01.2012 года по 12.12.2014 года и составившую по *** руб.
В судебном заседании Садыкова Н.В. требования поддержала.
Представитель УПФР в Белгородском районе иск не признала.
Решением суда заявленные требования признаны необоснованными и отклонены.
В апелляционной жалобе Садыкова В.М. и Садыковой Н.В. ставится вопрос об отмене решения ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований, предусмотренных частью 2 названной статьи, для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
Рассматривая правомерность отказа в назначении ежемесячных денежных выплат в заявленном истцами размере, суд первой инстанции, тщательно проверив доводы сторон и верно истолковав действующее законодательство, обоснованно отклонил предъявленный иск.
При разрешении заявленных требований суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что позволило постановить по делу законное решение.
Как установлено судом, Садыков В.М. и Садыкова Н.В. являются родителями ФИО1, погибшего 26.10.2005 года при исполнении обязанностей военной службы.
В силу пункта 7 части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда имеют право на ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 21 указанного выше Федерального закона меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка. Пунктом 3 данной статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Не отрицая факт назначения ЕДВ, истцы просили установить названную выплату в размере, предусмотренном для членов семьи участников Великой Отечественной войны, сославшись на наличие у них соответствующего права в соответствии с предписаниями Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ и Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года N 331-О-П.
Суд первой инстанции не согласился с притязаниями инициаторов иска на изменение размера ЕДВ, указав на ошибочное толкование ими действующего правового регулирования и Письма Пенсионного фонда РФ от 28.01.2008 года NКа-28-25/718, и данные выводы признаются обоснованными.
Соблюдая предписания статей 2, 7, 15, 18, 21, 39, 59, 71 и 72 Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны и в иное время, государство предусматривает меры их социальной поддержки.
При этом Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны, к числу которых не отнесены участники боевых действий и военнослужащие, погибшие, как и сын истцов, в иное время и при других обстоятельствах.
Действовавшая до 01.01.2005 года система мер социальной защиты ветеранов и членов их семей включала предоставление им дополнительных прав и льгот, объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года N122-ФЗ система социальной защиты ветеранов и членов их семей была преобразована в систему мер социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, участников войны и остальных категорий ветеранов.
Поскольку Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы гарантий социальной защиты тем или иным категориям граждан, федеральный законодатель, располагая достаточно широкой свободой усмотрения, вправе определять или изменять формы и объемы ее предоставления. При этом основополагающей обязанностью государства является недопустимость издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан и посягающих на конституционные принципы и нормы, закрепившие единый для всех статус личности и специальный статус лиц - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 года N 502-О).
Как установлено Конституционным Судом Российской Федерации в его Определении от 04.04.2007 года N 331-О-П, на которое ссылаются апелляторы, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005 года в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 года N313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Из буквального содержания названного Определения и выявленного при его вынесении конституционно-правового смысла следует, что возможность воспользоваться льготами, предусмотренными для членов семей участников Великой Отечественной войны, напрямую зависит от даты возникновения и реализации права на данные льготы родственниками погибших военнослужащих.
Данный вывод Конституционного Суда Российской Федерации основан на том, что действовавший до 16.01.1995 года Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" распространял льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, на членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Исходя из недопустимости отменены прав, льгот и других мер социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленных законодательством СССР и Российской Федерации, Конституционный Суд РФ указал о необходимости сохранения членам семьи погибших военнослужащих размера ЕДВ, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что сын инициаторов иска погиб 26.10.2005 года и это обстоятельство, когда право на ЕДВ возникло у Садыкова В.М. и Садыковой Н.В. после 01.01.2005 года, исключает возможность применения при разрешении настоящего спора правовой позиции, изложенной в Определении от 4.04.2007 года N331-О-П.
При этом Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал (Определение 1125-О-О от 13.10.2009 года, от 21.05.2015 года N1066-О и другие), что введенные Федеральным законом "О ветеранах" различия в размерах ежемесячной денежной выплаты в зависимости от категории ветеранов и членов их семей не могут рассматриваться нарушением конституционных прав граждан, поскольку такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных, в том числе, с моментом приобретения соответствующего правового статуса.
Вопреки утверждению в жалобе наличие у истцов статусных удостоверений, выданных 14.11.2005 года и 19.12.2005 года и содержащих указание на установление им льгот и преимуществ согласно статье 21 Федерального закона "О ветеранах", не имеет правового значения.
Не свидетельствует об ошибочности постановленных по делу выводов и ссылка авторов жалобы на приобретение их сыном статуса "Ветеран боевых действий". К тому же представленная в дело копия ответа Главного командования внутренних войск МВД России о вручении Садыкову В.В. удостоверения "Ветеран боевых действий" не отвечает требованиям части 2 статьи 71 ГПК РФ и в отсутствии подлинника данного документа, сведений об исследовании которого в судебном заседании не имеется, не может считаться доказательством, бесспорно подтверждающим наличие такого статуса.
Не является безосновательным и то суждение суда, что истцы, приводя свое авторское толкование материальных норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ, по сути, просят об увеличении объема льгот, что относится к ведению федерального законодателя.
Иных доводов, указывающих на ошибочность выводов суда, соответствующих нормам материального права, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений судом процессуального законодательства, в том числе требований статьи 330 ГПК РФ, по делу не усматривается.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 19 февраля 2015 г. по делу по иску Садыковой Н.В., Садыкова В.М. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Белгородском районе о признании права на получение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), установленных для участников ВОВ, взыскании недоплаченных сумм по ЕДВ, установленных для участников ВОВ оставить без изменения, апелляционную жалобу Садыковой Н.В., Садыкова В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.