Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу ответчика Демчук Е.П., направленную по почте 12 мая 2015 года и поступившую в суд кассационной инстанции 18 мая 2015 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 ноября 2014 года по гражданскому делу по иску ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" к Демчук Е.П. о взыскании денежных средств,
установил:
ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" обратилось в суд с иском к Демчук Е.П. о взыскании денежных средств, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года заявленные ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" исковые требования удовлетворены; постановлено:
- взыскать с Демчук Е.П. в пользу ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя" задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере "_" руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере "_" руб.;
- вернуть из бюджета города Москвы ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя" уплаченную государственную пошлину в размере "_" руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 ноября 2014 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик Демчук Е.П. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационных жалоб не усматривается.
Рассматривая настоящее дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя" исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив); основным нормативным документом, который регламентировал порядок предоставления и пользования жилыми помещениями в общежитиях, является Примерное положение об общежитиях, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года N 328 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 726); согласно Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, общежитие любого целевого назначения является местом жительства гражданина; в соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем; договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения; в договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением; к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса; в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя; в силу ст. ст. 67, 69 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности; дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма; в силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 года) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 02 июля 2009 N 14 при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать, что специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ); исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 ЖК РФ; вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения; после 01 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения; типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42; по действовавшему до 01 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 ЖК РСФСР); к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона); члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору (часть 5 статьи 100, части 3, 4 статьи 67, статья 69 ЖК РФ); Демчук Е.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "_", занимает отдельную двухкомнатную квартиру N 33, жилой площадью 31,1 кв.м., на основании ордера N 7 от 30 июня 1993 года; решением Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 30 ноября 1981 года N3 380 дом N"_" (корпус N "_") по "_" общей площадью 4179 кв.м. передан в аренду Мосметрострою под служебные цели для размещения строительно-монтажного управления N 5 и других служб Мосметростроя; на основании указанного решения 22 декабря 1981 года Государственному строительству Московского метрополитена "Мосметрострой" выдан ордер Б N 033724 для использования под служебные цели, руководству Мосметростроя в порядке исключения разрешено использование под общежитие дома N "_", корп. "_" по "_"; общежитие Управления Союзметроспецстрой расположенное по адресу: "_", занимает первые два подъезда пятиэтажного жилого дома; 30 июня 1993 года ФГУП "Союзметроспецстрой" Демчук Е.П. на семью из двух человек выдан ордер N 7 на занятие жилой площади в виде двухкомнатной квартиры N "_" по адресу: "_"; доказательствами, подтверждающими исполнение обязанностей ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" по предоставлению коммунальных услуг, являются договоры, заключенные с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями; каких-либо доказательств, могущих с достоверностью свидетельствовать о том, что коммунальные услуги жильцам указанного дома фактически не оказываются, суду представлено не было; плата за проживание в общежитиях ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" осуществляется по тарифам и расценкам, утвержденным Правительством города Москвы и постановлениями Правительства Российской Федерации; ссылки Демчук Е.П. на то, что данное помещение не является жилым, а потому она не несет обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг, не могут быть приняты во внимание, поскольку Демчук Е.П. вселена в помещение на основании ордера, что не противоречит действовавшему в тот период времени законодательству, проживает в данном помещении, пользуется предоставляемыми коммунальными услугами; поскольку Демчук Е.П., зарегистрированная по месту жительства по адресу: "_", фактически пользовалась коммунальными услугами, предоставленными соответствующими организациями на основании заключенных ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" договоров, постольку Демчук Е.П. должна нести обязанность по оплате коммунальных услуг; расчет задолженности за 2011 и 2012 года должен быть произведен на основании тарифов постановления Правительства города Москвы N1038-ПП от 30 ноября 2010 года; расчет задолженности за 2010 год должен быть произведен на основании тарифов, установленных постановлением Правительства города Москвы N 1294-ПП от 01 декабря 2009 года; сумма задолженности Демчук Е.П. по оплате жилья и коммунальных услуг перед ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" составляет "_" руб.; представленный ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" расчет задолженности Демчук Е.П. за пользование жильем и по оплате коммунальных услуг является правильным, поскольку составлен в соответствии с тарифами и расценками, утвержденными Правительством города Москвы; какого-либо иного расчета Демчук Е.П. суду представлено не было; таким образом, с Демчук Е.П. в пользу ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" подлежит взысканию задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в пользу в размере "_" руб.; также с Демчук Е.П. в пользу ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере "_" руб.; в соответствии со ст.333.40 НК РФ в пользу ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" подлежит возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере "_" руб.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения, дополнительно указав на то, что ссылки Демчук Е.П. на то, что дом является нежилым, опровергаются совокупностью доказательств, исследованных судом, в частности решением Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 30 ноября 1981 года N 3380, на основании которого руководству Мосметростроя в порядке исключения разрешено использование дома под общежитие, ордером на здание и ордером на предоставление Демчук Е.П. двухкомнатной квартиры; кроме того, обязанность по оплате возникла у Демчук Е.П. также из самого факта пользования коммунальными услугами; доводы Демчук Е.П. на то, что у ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" отсутствует право на взыскание коммунальных платежей, поскольку с ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" не заключен договор или соглашение на обслуживание дома, были предметом рассмотрения судом первой инстанции; отсутствие письменного договора не освобождает Демчук Е.П. от обязанности возместить стоимость фактически потребленных коммунальных услуг, рассчитанную ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" на основании тарифов, утвержденных постановлениями Правительства города Москвы.
Данные выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы ответчика Демчук Е.П. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы ответчика Демчук Е.П. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 ноября 2014 года по гражданскому делу по иску ЗАО "Коммунально-Строительное управление Мосметростроя" к Демчук Е.П. о взыскании денежных средств - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.