Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя Министерства культуры РФ - Рысевой Е.В. по доверенности, поступившую 18 мая 2015 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 февраля 2015 года по делу по иску Дорошенко Э.И. к Министерству культуры Российской Федерации об обязании выдать удостоверение "Ветеран боевых действий",
установил:
Дорошенко Э.И. обратилась в суд с иском к Министерству культуры РФ, в котором просила обязать ответчика выдать ей удостоверение "Ветеран боевых действий".
В обоснование своих требований истец ссылалась на пп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" и указала, что вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Белгорода от *** г. установлен факт ее работы - нахождения в служебной командировке по направлению Министерства культуры СССР в Афганистане с 14.11.1983 г. по 30.11.1983 г., что дает ей право на присвоение звания "Ветеран боевых действий", однако, ответчиком ей отказано в выдаче соответствующего удостоверения.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 09 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 февраля 2015 года постановлено:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 09 июля 2014 года отменить, принять по делу новое решение:
Обязать Министерство культуры Российской Федерации выдать Дорошенко Э.И. удостоверение "Ветеран боевых действий" на основании пп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В кассационной жалобе представитель Министерства культуры РФ - Рысева Е.В. по доверенности просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из апелляционного определения, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Как установлено судом, вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Белгорода от *** г. был установлен факт работы Дорошенко Э.И. - нахождения в служебной командировке по направлению Министерства культуры СССР в Афганистане с 14.11.1983 г. по 30.11.1983 г.
Министерством культуры РФ 21.05.2010 г. направлен ответ Первому заместителю начальника Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, из которого следует, что выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" Дорошенко Э.И. не представляется возможным.
06.12.2013 г. Министерством труда и социальной защиты Дорошенко Э.И. дан ответ на письменное обращение, поступившее из Аппарата Правительства РФ. Из данного ответа следует, что по вопросу выдачи удостоверения необходимо обращаться в Министерство культуры РФ.
17.02.2014 г. Министерством культуры РФ Дорошенко Э.И. отказано в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", поскольку сведений об участии Дорошенко Э.И. в боевых действиях не имеется.
Министерство культуры РФ было привлечено к участию в указанном гражданском деле в качестве заинтересованного лица.
Отказывая в удовлетворении заявленных Дорошенко Э.И. исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что со стороны истца не было представлено доказательств того, что Дорошенко Э.И., являясь военнослужащей, при направлении в служебную командировку в Афганистан с 14.11.1983 г. по 30.11.1983 г. принимала участие в боевых действиях.
Однако, с данными выводами судебная коллегия не согласилась, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Как указал суд апелляционной инстанции, в соответствии с положениями пп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 приведенного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в пункте 1 статьи 16, а ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 - установленные в пункте 3 статьи 16 закона (при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации; преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона; использование ежегодного отпуска в удобное для них время).
Таким образом, в данном случае законодательством не предусмотрено, что лицо, направлявшееся в служебную командировку в Афганистан в указанный период времени должно обладать статусом военнослужащего и принимать непосредственное участие в боевых действиях, в связи с чем, учитывая преюдициальный характер в соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ решения Свердловского районного суда г. Белгорода от *** г., судебная коллегия пришла к выводу об отмене решение суда первой инстанции.
Разрешая заявленные исковые требования, судебная коллегия пришла к обоснованному выводу об их удовлетворении в соответствии с приведенными выше требованиями закона и установленными обстоятельствами по делу, а также исходя из следующего:
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Пунктом 4 названного Постановления Правительства РФ Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти было предписано:
обеспечить изготовление бланков удостоверения ветерана боевых действий, отвечающих требованиям, предъявляемым к защищенной полиграфической продукции (уровень Б), в соответствии с утвержденным единым образцом;
внести в 3-месячный срок изменения в правовые акты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок и условия реализации прав и льгот ветеранов боевых действий, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Таким образом, пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 г. N 763 предусмотрен не закрытый перечень федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых отнесена выдача удостоверения "Ветеран боевых действий". О данном обстоятельстве также свидетельствует и то, что порядок выдачи данных удостоверений установлен на уровне Минэкономразвития России (приказ от 01.10.2012 г. N 638), ФМС России (приказ от 26.08.2014 г. N 497), Роспотребнадзора России (приказ от 28.03.2014 г. N 227), Минздрава России (приказ от 29.12.2012 г. N 1652н), Минприроды России (приказ от 04.03.2013 г. N 80), Росрыболовства (приказ от 04.03.2013 г. N 146), Минсельхоза РФ (приказ от 28.11.2011 г. N 442) и др.
В связи с изложенным, а также исходя из того, что в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 г. N 763, выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" предписана федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, принимая во внимание, что факт направления истца в служебную командировку в Афганистан в период с 14.11.1983 г. по 30.11.1983 г. Министерством культуры СССР установлен вступившим в законную силу решением суда, доводы кассационной жалобы представителя Министерства культуры РФ о том, что Министерство культуры РФ не является универсальным правопреемником Министерства культуры СССР, а также не может осуществлять функции по выдаче удостоверений "Ветеран боевых действий", являются несостоятельными.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, основанием к отмене апелляционного определения служить не могут, так как применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При вынесении апелляционного определения существенных нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Министерства культуры РФ - Рысевой Е.В. по доверенности на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 февраля 2015 года по делу по иску Дорошенко Э.И. к Министерству культуры Российской Федерации об обязании выдать удостоверение "Ветеран боевых действий", для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.