Апелляционное определение Московского городского суда от 26 мая 2015 г. N 33-10445/15
Судья суда первой инстанции:
Еленчук М.С. гр. дело N 33-10445
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей Фроловой Л.А., Матлахова А.В., при секретаре Огурцовой А.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Л.А. дело по апелляционной жалобе Касьянова Е.Б. на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 11 декабря 2014 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении требований Касьянова Е.Б. о признании незаконным и отмене решения N ***от 18 сентября 2014 года Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания,
установила:
Касьянов Е.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, о восстановлении на учете. В обоснование заявления указал, что проходил действительную военную службу по контракту в рядах Вооруженных сил Министерства обороны Российской Федерации в период с 01 августа 1991 года по 26 февраля 2011 года. В соответствии решением руководства Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 06 августа 2002 года N ***и распоряжением Префекта ЮАО города Москвы от 15 августа 2002 года N ***он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи из 2-х человек, включая его и жену - Касьянову К.В. Жилищный сертификат не выдавался, постоянным жильем по линии Министерства обороны РФ он не обеспечивался, право на получение субсидии на приобретение жилого помещения не использовал, в приватизации не участвовал, на период службы был обеспечен служебным жилым помещением по адресу: ***, общей площадью *** кв.м. Уволен в звании подполковника в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с оставлением в списках нуждающихся в получении жилого помещения, имеет общую выслугу 21 год. Решением N *** от 18 марта 2014 года Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ он и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Полагая данное решение незаконным как противоречащее ч. ч. 1, 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", просил суд признать незаконным и отменить решение N *** от 18 сентября 2014 года о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, восстановить их на учете.
Заявитель Касьянов Е.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель заинтересованного лица Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Заинтересованные лица Касьянова Ю.В., Касьянова Л.В., Касьянов Б.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Касьянов Е.Б. по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Касьянова Ю.В., Касьянова Л.В., Касьянов Б.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Касьянова Е.Б., его представителя по доверенности Тумасяна А.Р., возражения представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - по доверенности Тутовой Ю.А., обсудив и отклонив как необоснованное ходатайство представителя Тумасяна А.Р. о привлечении к участию в деле прокурора и представителя органа опеки и попечительства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Из материалов дела следует, что Касьянов Е.Б. проходил действительную военную службу по контракту в рядах Вооруженных сил Министерства обороны Российской Федерации в период с 01 августа 1991 года по 26 февраля 2011 года. Уволен в звании подполковника в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, имеет общую выслугу 21 год.
Касьянов Е.Б. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью ***кв.м по адресу: ***, предоставленном по ордеру N ***, выданному Исполнительным комитетом Пролетарского районного совета народных депутатов г. Москвы ***года Касьянову Б.В. на состав семьи: Касьянов Б.В. - ответственный квартиросъемщик, К.Л.В. - ***, К.Е.Б. - ***, К.С.Б. - ***.
На основании решения руководства Главного квартирно-экслуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 06 августа 2002 года N ***распоряжением Префекта ЮАО города Москвы от 15 августа N ***Касьянов Е.Б. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи из 2-х человек, включая его и жену - К.К.В.
06 января***года у супругов родилась дочь К.А.Е., а 24 января ***года родилась дочь К.Е.Е., которые также зарегистрированы по месту жительства родителей по адресу: г***.
В связи с улучшением жилищных условий и выбытием по адресу: *** родители Касьянова Е.Б. - К.Б.В. и К.Л.В. были сняты с регистрационного учета по ***.
19 апреля 2013 году жилое помещение по адресу: г***было приватизировано супругой Касьяновой К.В., детьми К.А.Е. и К.Е.Е. в равных долях на основании договора передачи квартиры в собственность от 30 января 2013 года N ***, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19 апреля 2013 года сделана запись регистрации N ***, собственникам выданы свидетельства о государственной регистрации права N ***, N ***, N ***. Касьянов Е.Б. от участия в приватизации отказался.
10 июля 2013 года родители заявителя Касьянов Б.В. и Касьянова Л.В. вновь зарегистрировались по месту жительства по адресу: ***.
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07 октября 2013 года супругой Касьянова Е.Б. - Касьяновой К.В. прекращено право собственности на принадлежавшее ей жилое помещение, общей площадью ***кв.м по адресу: ***.
Решением N ***от 18 сентября 2014 года Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Касьянов Е.Б. с членами семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания. Решение обосновано наличием оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, подпунктом "б" пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N***, согласно которым граждане снимаются с учета нуждающихся в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Проверяя доводы заявителя о несоответствии оспариваемого решения требованиям закона, суд проанализировал положения статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
Частью 3 статьи 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении нрава жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма установлена в размере 10 кв.м площади жилого помещения.
Принимая во внимание, что родители Касьянова Е.Б. не являются членами его семьи, а семья заявителя в составе 4-х человек занимает квартиру по адресу: ***, общей площадью ***кв.м, при этом они обеспечены жилым помещением сверх установленной учетной нормы на человека (10 кв.м), суд пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого решения N *** от 18 сентября 2014 года Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которым Касьянов Е.Б. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Не соглашаясь с решением суда, Касьянов Е.Б. в апелляционной жалобе указал, что при увольнении в запас не был обеспечен жилым помещением по норме обеспечения, установленной в размере 18 кв.м на одного члена семьи.
Этот довод не влечет отмену решения суда по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из данных правовых норм следует, что военнослужащие-граждане обеспечиваются жилыми помещениями при условии, если они обеспечивались на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом признание их нуждающимися в жилых помещениях и снятие с жилищного учета регламентируется нормами Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Судом установлены обстоятельства, предусмотренные п. 2 ст. 1 ст. 56 ЖК РФ, для снятия Касьянова Е.Б. и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как обеспеченность каждого члена семьи жилым помещением составила более учетной нормы 10 кв.м, Касьянова Ю.В. имела в собственности жилое помещение, общей площадью *** кв.м по адресу: ***, произвела его отчуждение. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что у Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации имелись законные основания для принятия решения N *** от 18 сентября 2014 года о снятии Касьянова Е.Б. с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, является правильным.
Ссылки в жалобе и дополнениях к ней о том, что суд не привлек к участию в деле орган опеки и попечительства, прокурора, не удовлетворил ходатайства об истребовании доказательств, не свидетельствуют о процессуальных нарушениях. В данном деле интересы несовершеннолетних детей защищают их законные представители - родители, в связи с чем необходимости в участии в деле представителя органа опеки и попечительства не имеется. Данная категория дел не является обязательной для участия прокурора в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Отсутствие в деле запрашиваемых документов не повлекло принятие незаконного решения.
В дополнениях к апелляционной жалобе указано, что некоторые выводы суда являются ложными: квартира по адресу: *** предоставлялась не Касьянову Е.Б. в период службы в 2003 году, а его отцу Касьянову Б.В. в *** году по договору социального найма, что подтверждается ордером N ***, кроме того, Касьянов Е.Б. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не 01 июня 2006 года, а в 2002 году.
Эти доводы также не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку значимые для дела обстоятельства судом, проверяющим законность решения N ***от 18 сентября 2014 года Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, установлены правильно. Ошибочность вышеприведенных утверждений суда не может повлиять на принятое решение, поскольку и с учетом фактических обстоятельств предоставления квартиры по адресу: *** Касьянову Б.В., постановки Касьянова Е.Б. на учет в 2002 году решение по сути является правильным.
В обоснование дополнений к жалобе Касьянов Е.Б. также сослался на п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Этот довод основан на неверном толковании норм материального права. Не смотря на то, что на момент увольнения в запас Касьянова Е.Б. 26 февраля 2011 года ему не было в установленном законом порядке предоставлено жилое помещение по норме предоставления на каждого члена семьи по 18 кв.м, согласия заявителя на снятие его с семьей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях не требовалось, так как Касьянов Е.Б. и члены его семьи совершили действия, приведшие к утрате ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В дополнениях к апелляционной жалобе, поданных 26 мая 2015 года, содержатся доводы о том, что в отношении заявителя нарушены положения Федерального закона "О ветеранах", закрепляющие меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, к которым относится и Касьянов Е.Б., нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до 01 января 2005 года.
Однако предметом спора является не обеспечение заявителя жилым помещением, а снятие его с семьей с учета по предусмотренным законом основаниям. Спорные правоотношения Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ не регулирует.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хорошевского районного суда города Москвы от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Касьянова Е.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.