Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Лукьянченко, Д.М. Харитонова,
при секретаре О.В. Романовой, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Лукьянченко В.В., по апелляционной жалобе ***ой Л.Д. на решение Никулинского районного суда г.Москвы от 03.12.2014 г. по делу по заявлению Л.Д. ***ой к ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице обособленного подразделения - Рязанского филиала (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ") об оспаривании действий ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", выразившихся в производстве неверных расчетов инвентаризационной оценки дома заявителя, о возложении обязанности на ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" считать верной первоначальную инвентаризационную стоимость ее дома в сумме *** рублей и применять коэффициент расчета установленный Правительством Рязанской области к 2011 году без применения иных коэффициентов и ставок, об оспаривании действий Бюро Технической Инвентаризации г. *** Рязанской области по производству неверной инвентарной оценки ее дома, выраженной в письме от 22.02.2002 года, которым в удовлетворении требований заявителя отказано,
установила:
Л.Д. ***а обратилась в суд с указанным выше заявлением, мотивируя свои требования тем, что с 1994 года она уплачивала налог на имеющийся у нее дом исходя из оценочной стоимости - *** рублей, а с 2002 года вынуждена уплачивать большую сумму, так как изменилась оценочная стоимость ее дома. Полагает, что ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" при расчете инвентаризационной стоимости дома, из которой впоследствии рассчитывается налог, должен быть применен ежегодный коэффициент расчета, установленный Правительством Рязанской области без применения иных коэффициентов и ставок.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 3 октября 2014 года постановлено: в удовлетворении требований ***ой Л.Д. к ФСГР Кадастра и картографии ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" - отказать.
В апелляционной жалобе Л.Д. ***ой ставится вопрос об отмене решения.
Заявитель Л.Д. ***а в заседании судебной коллегии доводы жалобы поддержала в полном объёме.
Представитель ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Е.В. Островская по доверенности в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что стоимость жилого дома заявителя по адресу: Рязанская область, г. Сасово, ул. Ново-Елатомская, д. 40 была определена при первичной технической инвентаризации в 1994 году и составила 18 237 руб.
Впоследствии, Л.Д. ***а с заявлением о технической инвентаризации изменений характеристик вышеназванного жилого дома не обращалась. Однако, расчеты производились ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" каждый год в соответствующими со следующими нормами материального права.
Так, в результате приведения стоимости жилого дома к ценам 1969 года, она была уменьшена за счет применения коэффициента 1, 3 (к ценам 1969 года) и составила *** руб. (*** руб.:1,3 = *** руб.)
Далее, к стоимости, определенной в ценах 1969 года, были применены коэффициенты: 1,20 - коэффициент пересчета цен 1969 года к ценам 1984 года; 1,02 - территориальный коэффициент Рязанской области, утвержденные постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 года N 94; 1,55 - индекс пересчета цен 1984 года в цены 1991 года, утвержденный Госстроем СССР от 24.09.1990 г. N 15-149/6; повышающий коэффициент, ежегодно устанавливаемый Правительством Рязанской области к ценам 1991 года.
Расчет действительной (инвентаризационной) стоимости жилого дома заявителя производился ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по формуле: ***: 1, 3 (понижающий коэффициент к ценам 1969 г.) х 1, 2 (повышающий коэффициент в цены 1984 г.) х 1, 02 (коэффициент Рязанской области) х 1, 55 (индекс Госстроя) х повышающий коэффициент Рязанской области на каждый год, устанавливаемый к ценам 1991 года.
Согласно ответу БТИ г. *** Рязанской области от 22.02.2002 г., на обращение Л.Д. ***ой, несогласие с которым выражает заявитель, было указано, что налогооблагаемая база за 2001 год состоит из инвентарной оценки дома в ценах 1969 года составляет *** рублей и коэффициента пересчета 37,2, который установлен постановлением главы администрации г. Сасово от 17.04.2001 г. N 442. *** х 37, 2 = 521842 рубля.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что инвентаризационная стоимость жилого дома заявителя произведена в соответствии с нормативными документами, кроме того, Л.Д. ***ой пропущен срок обращения в суд.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно Положению об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921, и п. 1 Порядка предоставления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 г. N 36/БГ-3-08/67, организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 г. N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности":
1.4. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.
3.1. В соответствии со ст. 3 Закона РСФСР "О налогах на имущество физических лиц" оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости.
3.2. Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
3.2.1. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.
Исходя из положений постановления Государственного комитета СССР по делам строительства от 11 мая 1983 года N 94 для Рязанской области утверждены индексы изменения территориальных коэффициентов для пересчета сводных сметных расчетов. Индекс пересчета цен 1969 года в цены 1984 года оставил 1,2. Территориальный коэффициент для Рязанской области 1,02.
Согласно письму Государственного комитета СССР по делам строительства от 24.09.1990 г. от 24.09.1990 г. N 15 - 149/6 "Об индексах изменения сметной стоимости жилищного строительства" индекс изменения сметной стоимости строительно - монтажных работ для пересчета сводных сметных расчетов по отрасли "Жилищное строительство в РСФСР" для Рязанской области составил 1,55.
В соответствии с положениями ст.1 ч. 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. N 2003-1 (ред. от 27.07.2010 г.) "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона объектам налогообложения признается жилой дом.
В соответствии с п. 2 ст. 5 указанного закона налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно - правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Как усматривается из материалов дела, коэффициент пересчета восстановительной стоимости в ценах 1969 года к стоимости для налогообложения на каждый год ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" рассчитывался исходя из вышеприведенных норм законодательства. Так, коэффициент пересчета восстановительной стоимости в ценах 1969 года к стоимости для налогообложения на 2010 год равный 81,77, рассчитывался по формуле: (повышающий коэффициент для целей налогообложения на 2010 г. к ценам 1991 года - 43,1, установленный постановлением правительства Рязанской области от 17.02.2010 г.) + (индекс пересчета цен 1984 года в цены 1991 г. - 1,55 установленный письмом Госстроя СССР от 24.09.1990 г. N 15-149/6) + (индекс пересчета цен 1969 года в цены 1984 года - 1,2 и территориальный коэффициент Рязанской области - 1,02, утвержденные постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 года N 94).
Данный подход является верным, поскольку он не противоречит нормам действующего законодательства. Эту правовую позицию суд первой инстанции обоснованно положил в основу решения.
Касаясь выводов суда о пропуске заявителем срока обращения в суд об оспаривании действий Бюро Технической Инвентаризации г. *** Рязанской области по производству неверной инвентарной оценки ее дома, выраженной в письме от 22.02.2002 года, судебная коллегия находит его обоснованным.
Так, согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. При этом необходимо учитывать, что помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Выводы суда о пропуске заявителем срока обжалования вышеуказанных постановлений не противоречат вышеуказанным требованиям действующего законодательства. Как следует из материалов дела, об изменении инвентаризационной стоимости жилого помещения Л.Д. ***ой стало известно 22.02.2002 г., тогда как заявление подано в суд 17.01.2014 года - за пределами срока обращения в суд.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 3 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.