Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.М. Харитонова,
судей В.В. Лукьянченко, О.Н. Бурениной,
при секретаре О.В. Романовой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Г.Х.М.К.*** на решение Басманного районного суда г. Москвы от 28 ноября 2014 года по делу по заявлению Г.Х.М.К. *** о признании неправомерными и об отмене решения Федеральной миграционной службы России N 1384 от 19 июня 2014 года, которым признано правомерным решение УФМС России по г. Москве от 18 марта 2014 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Г.Х.М.К. *** обратился в суд с указанным выше заявлением, полагая незаконным отказ органов федеральной миграционной службы предоставить ему временное убежище на территории России, поскольку при вынесении решения органы ФМС России не приняли во внимание доводы заявителя о необходимости прохождения им курса лечения, отсутствующего на территории Афганистана, также заявитель указал, что опасается преследования на родине, так как отказывался участвовать в боевых группировках в Афганистане.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 28 ноября 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления *** Г.Х.М.К. о признании неправомерным решения Федеральной Миграционной Службы России N 1384 от 19 июня 2014 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве 18 марта 2014 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным - отказать.
В апелляционной жалобе Г.Х.М.К. *** ставится вопрос об отмене решения.
В судебное заседание заявитель Г.Х.М.К. *** не явился, о дате и времени судебного слушания извещён надлежащим образом.
В заседании судебной коллегии представитель заинтересованного лица ФМС России А.Г. Баконин возражал против доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Г.Х.М.К. ***, 15 марта 1959 года рождения, гражданин Афганистана, уроженец г. Герата (Афганистан), по национальности - таджик, вероисповедание ислам (суннитского толка), женат на гражданке Афганистана *** года рождения, имеет трех детей.
20 марта 2003 года Г.Х.М.К. *** покинул территорию Афганистана и самолётом, со слов, имея Российскую въездную визу, прибыл на территорию Российской Федерации в г. Москву (паспорт и виза утрачены, со слов заявителя, при невыясненных обстоятельствах).
01 марта 2007 года заявитель впервые обратился в УПДМ ГУВД г. Москвы и ему был присвоен номер в очереди.
Решением УФМС России по г. Москве от 23 мая 2007 года заявителю было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации на основании отсутствия критериев, определяющих понятие "беженец" согласно п.п. 1 п.1 ст. 1 ФЗ "О беженцах". Данное решение в судебном порядке заявитель не обжаловал и оно вступило в законную силу.
23 мая 2007 года заявитель обратился в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о предоставлении временного убежища на территории РФ. Решением УФМС России по г. Москве от 23 августа 2007 года в удовлетворении данного ходатайства заявителю отказано. Данное решение заявитель обжаловал в судебном порядке. Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06 марта 2008 года решение УФМС России по г. Москве от 23 августа 2007 года отменено.
В марте 2008 года заявитель повторно обратился в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о предоставлении временного убежища на территории РФ. Решением УФМС России по г. Москве от 03 апреля 2008 года заявителю предоставлено временное убежище на территории РФ ввиду тяжёлого состояния здоровья заявителя сроком на 1 год. В указанный срок предоставления временного убежища неоднократно продлевался решениями УФМС России по г. Москве и в последний раз данный срок был продлен до 03 апреля 2013 года.
Решением УФМС России по г. Москве от 22 мая 2013 года заявитель был лишен временного убежища на территории РФ. Данное решение было обжаловано заявителем в УФМС России и далее в судебном порядке, однако решением Басманного районного суда г. Москвы жалоба заявителя была оставлена без удовлетворения.
18 декабря 2013 года заявитель обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о предоставлении временного убежища на территории РФ. Решением УФМС от 18 марта 2014 года заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ. Заявитель, считая данное решение неправомерным, в порядке, установленном статьёй 10 Федерального закона и пунктом 83 Административного регламента, обратился с жалобой в ФМС России на решение УФМС России по г. Москве.
Решением ФМС России N 1384 от 19 июня 2014 года решение УФМС России по г. Москве от 18 марта 2014 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Из анализа указанных норм права следует, что при отсутствии оснований для предоставления иностранному гражданину возможности временно пребывать на территории России, заявление не может быть удовлетворено.
В соответствии с названными нормами права судом и был разрешен спор.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что его заявление не было проверено надлежащим образом должностными лицами УФМС России по г. Москве.
С данным доводом судебная коллегия согласиться не может.
Из представленных материалов усматривается, что в ходе проверки УФМС России по г. Москве было установлено, что при вынесении решения N1384 от 19 июня 2014 года ФМС России исходила из того, что УФМС России по г. Москве правильно приведен анализ всех обстоятельств, связанных с просьбой заявителя о предоставлении ему временного убежища как личных, так и общественно-политических, и обоснованно сделан вывод об отсутствии у него гуманных причин, требующих его временного пребывания на территории Российской Федерации. Г.Х.М.К. *** не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о том, что у него имеются основания для опасений стать жертвой негуманного обращения на родине, заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи или оперативного лечения и препятствующих выезду из Российской Федерации, у него не выявлено.
Как следует из материалов дела, заявитель в политических, религиозных, военных и общественных организациях не состоял, в армии не служил, участия в боевых действиях не принимал, преследованиям и угрозам со стороны Афганистана не подвергался, в инциденты с применением насилия вовлечен не был.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке.
По материалам международных организаций возможному преследованию могут подвергаться только высшие партийные функционеры НДПА, если они в настоящее время не пользуются защитой исламских политических партий племён или влиятельных лиц. В настоящее время в Республике Афганистан появились предпосылки, которые позволяют принимать своих возвращающихся граждан независимо от национальности, вероисповедания, пола, языка, принадлежности к определённой социальной группе и политических убеждений. В стране проведены демократические выборы Президента, принята новая Конституция, страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, законы Республики Афганистан направлены на соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного отсутствуют основания для вывода о том, что имеются основания для признания заявителя беженцем в той ситуации, когда он ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что гуманные причины связаны с его здоровьем также не могут быть признаны обоснованными, поскольку документов, выданных медицинскими учреждениями РФ, свидетельствующих о его плохом состоянии здоровья, заявителем не представлено.
Иные гуманные причины, дающие основания для продления срока предоставления временного убежища, не названы.
Таким образом, из поданного в суд заявления, доводов апелляционной жалобы, следует, что Г.Х.М.К. *** рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.
Подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, равно как и сама длительность срока пребывания заявителя на территории Российской Федерации с данным статусом, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 28 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.