Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре Ю.А. Маркеловой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя А.С. ***а на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2014 года по гражданскому делу по заявлению А.С. ***а о признании недействительным приказа комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 03.10.2014 г. N 2473, которым утвержден градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) N RU77-***; о признании недействительным ГПЗУ N RU77-***; признании незаконными действий Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, выразившихся в подготовке и утверждении ГПЗУ N RU77-*** с характеристиками (показателями), не соответствующими сведениям государственного кадастра недвижимости; о возложении обязанности на комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы в недельный срок со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу издать ГПЗУ с кадастровым номером 77:09:0*** в соответствии с заявленными и представленными заявителем сведениями и сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, которым в удовлетворении заявления отказано,
установила:
А.С. *** обратился в суд с указанным выше заявлением, полагая незаконным утверждённый Комитетом по архитектуре и градостроительству в г. Москве градостроительный план в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Требования мотивированы тем, что указанный земельный участок относится к категории "земли населенных пунктов" и разрешённым использованием является: строительство индивидуального жилого дома. Однако, утверждённый Комитетом градостроительный план, по мнению заявителя, произвольно изменяет вид разрешенного использования земельного участка и плотность застройки, что лишает его возможности использовать земельный участок для целей приобретения.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления А.С. ***а о признании недействительным приказа Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы, признании недействительным градостроительного плана земельного участка, признании незаконными действий Комитета по архитектуре и градоустройству г. Москвы - отказать.
В апелляционной жалобе представителя А.С. ***а - К.Д. Огнева ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии А.С. *** доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве и Правительства г. Москвы - В.Г. Кинчевский, по доверенности от 21 апреля 2014 года, просил решение суда оставить без изменения с учётом представленных возражений.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу. В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Установлено, что А.С. *** в соответствии с договором купли - продажи от 3.04.2014 г. является собственником земельного участка площадью 1090 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0***, находящимся на Тимирязевской улице в г. Москве. В соответствии с кадастровым паспортом земельный участок А.С. ***а расположен на землях населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования земельного участка - под строительство индивидуального жилого дома (л.д. 17).
29.04.14 г. заявитель обратился в Москомархитектуру с заявлением об оказании государственной услуги в виде подготовки ГПЗУ для получения разрешения на строительство.
03.10.14 г. Москомархитектурой был подготовлен ГПЗУ, утвержденный приказом N 2473 от 03.10.14 г., в котором указан иной вид разрешенного использования земельного участка: благоустройство и озеленение, с предельным количеством этажей или предельной высотой зданий, строений сооружений - 0 метров, предельной плотностью застройки - 0 кв.м./га.
В соответствии с чертежом к проекту ГПЗУ земельный участок расположен в границах объектов природных и озелененных территорий САО N 147 и N 149, установленных постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий", с режимом регулирования градостроительной деятельности N 2; в границах зоны регулирования застройки N 014, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 г. N 1215 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер - Коллежским валом и административной границей города) "; земельный участок расположен в границах зоны охраняемого ландшафта, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 г. N 1215.
Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании и не свидетельствуют о нарушении прав заявителя.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 1 июля 2016 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до 31 декабря 2016 года разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Правообладатель земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий вправе выбирать самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
В связи с этим Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 ноября 2012 г. N 14-9930-ГЕ "К поручению Минэкономразвития России от 19.11.2012 N 13463-ОГ" разъяснено, что виды разрешённого использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Таким образом, выбор вида разрешённого использования земельного участка осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации самостоятельно правообладателем земельного участка при наличии утверждённых в установленном порядке правил землепользования и застройки без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Министерства экономического развития РФ от 6 июля 2011 г. N ОГ-Д23-315 "Об изменении вида разрешённого использования".
Кроме того, Письмом Министерства экономического развития РФ от 14 июля 2010 г. N Д23-2660 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка" разъяснено, что исключением из общего правила является пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым разрешённое использование земельного участка определяется в соответствии с документацией по планировке территорий. При этом в соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного Кодекса РФ проект планировки подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. В случае отсутствия утверждённой в установленном порядке документации по планировке территории, а также отсутствия необходимости включения или исключения земельного участка в границы населённого пункта, установление и изменение видов разрешённого использования земельного участка осуществляется по общему правилу в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ, то есть по решению главы местной администрации.
Из анализа названных норм материального права следует, что до 31 декабря 2016 года, то есть в период времени, включающий момент обращения заявителя с требованием о выдаче градостроительного плана в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного в г. Москве и в отношении которого по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены в установленном законом порядке, разрешённое использование земельного участка определяется не в соответствии с указанными в кадастровом паспорте земельного участка данными, а в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположен данный земельный участок, утверждённым органом власти.
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.
Кроме того, постановлением Правительства Москвы N 38 от 19.01.99 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий" индивидуальная жилая застройка по Тимирязевской улице (п. 147) внесена в Перечень территорий Природного комплекса Москвы с режимами регулирования градостроительной деятельности N 2.
Постановлением Правительства Москвы N 1215 от 28.12.99 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г.Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города) утверждены зоны охраны памятников истории и культуры г. Москвы на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города в составе охранных зон и в их составе территории памятников истории и культуры, зон регулирования застройки, зон охраняемого ландшафта, зон охраняемого культурного слоя, а также описание их границ, обобщенные режимы содержания зон.
Пунктом 3.17 Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 270-ПП от 20.03.01, установлено, что в пределах территорий и участков с режимом N 2 разрешается новое озеленение и благоустройство, реконструкция инженерных сетей, пешеходных дорог и проездов, зданий и сооружений, а также ограниченное новое строительство объектов, необходимых для содержания территории, и деятельность хозяйствующих субъектов, не противоречащая установленному назначению территории.
Частью 2 ст. 58 Закона города Москвы "Градостроительный кодекс города Москвы" установлено, что зонами охраны объектов культурного наследия являются охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.
Частью 4 ст. 62 указанного Закона установлено, что на территориях зон охраны объектов культурного наследия (кроме охранных зон), на территориях исторических зон градостроительная деятельность, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основе историко-культурных регулятивных планов этих территорий, а до утверждения таких планов - на основе историко-культурного опорного плана, а также в соответствии с установленными режимами зон охраны объектов культурного наследия.
На основании изложенного суд обоснованно принял во внимание приведенные выше переходные положения действующего законодательства, связанные с отсутствием правил землепользования и застройки на территории земельного участка заявителя, расположенного в границах территории с режимом регулирования градостроительной деятельности, запрещающим новое строительство, кроме необходимого для содержания территории и исходил из проекта планировки территории, в границах которой расположен данный земельный участок.
С учетом изложенного суд верно заключил, что в ГПЗУ обоснованно внесены сведения об основных видах разрешенного использования - благоустройство и озеленение, в соответствии с требованиями постановлений Правительства Москвы N 38 от 19.01.98 и N1215 от 28.12.99, поскольку, как указано выше, земельный участок заявителя находится в границах зоны регулирования застройки N 014, а также в границах зоны охраняемого ландшафта, утвержденной указанным выше постановлением.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что действия Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве соответствовали Административному регламенту предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве", утверждённому Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП.
Согласно п. 1.3 названного Административного регламента до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие к внесению в градостроительный план земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учётом:
- генерального плана города Москвы;
- территориальных и отраслевых схем;
- проектов планировки территории;
- проектов межевания территории;
- правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;
- историко-культурного опорного плана;
- результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
Данный перечень является исчерпывающим и не включает сведения государственного кадастра недвижимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушений действующего законодательства со стороны Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве не имеется, поскольку государственная услуга по разработке и утверждению градостроительного плана земельного участка, пересмотр ГПЗУ и установление параметров основанных на действующем градостроительном законодательстве требует предварительного согласования Градостроительно - земельной комиссией города Москвы в порядке, установленном Административным регламентом, а именно с учетом полномочия Градостроительно - земельной комиссии по рассмотрению и вынесению решения об изменении или отмене ранее выданных градостроительных планов земельных участков, поэтому оспариваемый приказ Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве об утверждении градостроительного плана был издан в пределах полномочий Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве.
Из содержания апелляционной жалобы, в которой признаются установленные выше обстоятельства в части отсутствия утвержденных в установленном законом порядке правил землепользования и застройки земельного участка, приведённые законоположения не учтены, а потому доводы жалобы не могут служить правовым основанием для отмены решения суда.
Соответственно является правильным и вывод суда в остальной части, касающейся определения плотности застройки, производной от вида разрешенного землепользования.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.