Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре Е.А. Кулик, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе *** М. *** на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 октября 2014 года по делу по заявлению *** М. *** признании неправомерными и об отмене решения Федеральной миграционной службы N 1145-12-006522, которым признано правомерным решение УФМС России по г. Москве от 15 мая 2014 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
*** М. ***братился в суд с указанным выше заявлением, полагая незаконным отказ органов федеральной миграционной службы предоставить ему временное убежище на территории России, поскольку при вынесении решения органы ФМС России не приняли во внимание всех обстоятельств дела, в частности наличия реальной угрозы преследования на родине по причине его военной службы при режиме Наджибуллы.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 октября 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления *** М. *** признании незаконным решения Управления Федеральной Миграционной Службы России по г. Москве об отказе в предоставлении временного убежища - отказать
В апелляционной жалобе *** М. *** ставится вопрос об отмене решения.
В судебное заседание заявитель *** М. *** явился, доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что *** М. ***, **** рождения, уроженец пр. Парван (Афганистан), по национальности таджик, вероисповедание ислам суннитского толка, образование среднее, холост, детей не имеет. Родственники заявителя проживают в Афганистане.
*** М. *** 16 апреля 2012 г. с его слов покинул территорию Афганистана авиатранспортом, легально, по многократной российской въездной визе, сроком действия до 18 июля 2012 г. прибыл на территорию РФ в г. Москву.
Впоследствии заявитель территорию РФ не покидал, виза не продлевалась.
*** М. *** 18 ноября 2013 г. впервые обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о признании беженцем на территории РФ
21 ноября 2013 г. решением УФМС России по г. Москве ходатайство заявителя было принято к рассмотрению по существу, выданы: свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу СБ N 0159647, направление на медицинское освидетельствование N 905, медицинский сертификат.
Решением УФМС России по г. Москве от 20 февраля 2014 г. *** М. ***тказано в признании беженцем на территории РФ на основании отсутствия критериев, определяющих понятие "беженец" согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ "О беженцах". Указанное решение заявителем не обжаловалось.
11 марта 2014 г. *** М. *** вновь обратился в УФМС России г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ.
Свое заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ заявитель обосновал желанием легально пребывать и работать на территории РФ, а также тем, что ему требуется оперативное лечение на территории РФ.
При проведении анкетирования заявитель указал, что страдает гипертонией, испытывает частые боли в сердце и головокружение.
19 марта 2014 г. заявителю было выдано направление N 183 для прохождения медицинского освидетельствования в Производственном медицинском кооперативе "ОРАКУЛ", однако обследование по неустановленным причинам он не прошел, доказательств обратного не представлено.
На территории Афганистана заявитель политической и общественной деятельностью не занимался, проблем с властями не имел, угроз в его адрес не поступало, преследованиям не подвергался.
Решением УФМС России по г. Москве от 15 мая 2014 г. *** М. *** было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Из анализа указанных норм права следует, что при отсутствии оснований для предоставления иностранному гражданину возможности временно пребывать на территории России, а равно при пропуске им без уважительных причин срока подачи заявления о продлении срока предоставления временного убежища соответствующее заявление не может быть удовлетворено.
В соответствии с названными нормами права судом и был разрешен спор.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что его заявление не было проверено надлежащим образом должностными лицами УФМС России по г. Москве.
С данным доводом судебная коллегия согласиться не может.
Из представленных материалов усматривается, что в ходе проверки УФМС России по г. Москве следует, что при вынесении решения ФМС России правильно приведен анализ всех обстоятельств, связанных с просьбой заявителя о предоставлении ему временного убежища как личных, так и общественно-политических, и обоснованно сделан вывод об отсутствии у него гуманных причин, требующих его временного пребывания на территории Российской Федерации. *** М. *** не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о том, что у него имеются основания для опасений стать жертвой негуманного обращения на родине, заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи или оперативного лечения и препятствующих выезду из Российской Федерации, у него не выявлено.
Как следует из материалов дела, достоверных сведений о том, что заявитель подвергался каким-либо преследованиям со стороны властей Афганистана не имеется. Факт прохождения военной службы при режиме Наджибулы не подтверждён. Медицинское освидетельствование *** М. *** не проходил.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке.
По материалам международных организаций возможному преследованию могут подвергаться только высшие партийные функционеры НДПА, если они в настоящее время не пользуются защитой исламских политических партий племён или влиятельных лиц. В настоящее время в Республике Афганистан появились предпосылки, которые позволяют принимать своих возвращающихся граждан независимо от национальности, вероисповедания, пола, языка, принадлежности к определённой социальной группе и политических убеждений. В стране проведены демократические выборы Президента, принята новая Конституция, страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, законы Республики Афганистан направлены на соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного отсутствуют основания для вывода о том, что имеются основания для признания заявителя беженцем в той ситуации, когда он ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что гуманные причины связаны с его здоровьем также не могут быть признаны обоснованными, поскольку документов, выданных медицинскими учреждениями РФ, свидетельствующих о его плохом состоянии здоровья, заявителем не представлено.
Иные гуманные причины, дающие основания для продления срока предоставления временного убежища, не названы.
Таким образом, из поданного в суд заявления, доводов апелляционной жалобы, следует, что *** М. *** рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.
Подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, равно как и сама длительность срока пребывания заявителя на территории Российской Федерации с данным статусом, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.