Апелляционное определение Московского городского суда от 24 апреля 2015 г. N 33-14083/15
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Лукьянченко, О.Н. Бурениной
при секретаре В.Е. Фомичевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе представителя Г.С. ***ой по доверенности Л.Г. Горбуновой на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 31 июля 2014 года по делу по заявлению Г.С. ***ой, действующей также и в интересах несовершеннолетней дочери А.Д. Вурман об обжаловании действий начальника отделения УФМС России по г. Москве в поселении Московский, выразившихся в отказе в направлении ответа на письменное обращение Г.С. ***ой от 20 марта 2014 года; о признании неправомерным бездействия начальника отделения УФМС России по г. Москве в поселении Московский в регистрации по месту жительства по адресу: г. Москва, поселение Внуковское, п. Минвнешторга, ул. Березовая аллея, дом 3 А кв. 6 Г.С. ***ой и ее дочери А.Д. Вурман; о возложении на начальника отделения УФМС России по г. Москве в поселении Московский произвести регистрацию Г.С. ***ой и ее дочери А.Д. Вурман по указанному адресу, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Г.С. ***а, обратилась в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на незаконность бездействия начальника отделения УФМС России по г. Москве в поселении Московский по регистрации Г.С. ***ой и ее дочери А.Д. Вурман по вышеуказанному адресу, несмотря на ее неоднократные обращения, полагает незаконным и непредоставление ответа должностного лица на последнее ее обращение от 20 марта 2014 года. Свои требования мотивирует тем, что ранее она проживала по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Внуково, ул. Березовая, дом 3 А кв. 6. В настоящее время ее жилое помещение располагается по адресу: г. Москва, поселение Внуковское, п. Минвнешторга, ул. Березовая аллея, дом 3 А кв. 6. На данной жилой площади она со своей семьей проживает с 2012 года, а ранее в этом же доме, в квартире N 1 заявитель проживала с семьей с 2006 года, где остается зарегистрированной в настоящее время.
Полагает, что должностное лицо не вправе ей отказывать в приеме заявления на регистрацию и снятие с регистрационного учета.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 31 июля 2014 года постановлено: в удовлетворении жалобы Г.С. ***ой действующей в своих и в интересах несовершеннолетней дочери интересах, отказать.
В апелляционной жалобе Г.С. ***ой ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Г.С. ***а, ее представитель по доверенности Л.Г. Горбунова, а также Д.Э. Вурман просили об отмене решения суда утверждая о незаконности отказа в предоставлении госуслуги без приведения оснований такого отказа.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, установленные п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Из материалов дела усматривается, что 12 января 2012 года на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета Управления образования, решения Жилищной комиссии Управления образования администрации Ленинского муниципального района Московской области Г.С. ***ой был выдан ордер N 228 на право занятия жилой площади в общежитии по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Внуково, ул. Березовая аллея, дом За, квартира N 6, размером 16,9 кв.м. на состав семьи из трех человек: она, ее муж Д.Э. Вурман, дочь А.Д. Вурман (л.д. 10, 17-18,45).
Согласно договору найма жилого помещения в общежитии N 169 от 12 января 2012 года, заключенному между наймодателем Управлением образования администрации Ленинского района, в лице заместителя администрации - начальника Управления образования Титовой О.Ф. с нанимателем Г.С. ***ой, наймодатель передает нанимателю за плату в пользование жилое помещение, имеющее статус общежития, расположенное по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Внуково, ул. Березовая аллея, дом 3 а, квартира N 6 жилой площадью 16, 9 кв. м. для временного проживания в связи с работой в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детском доме "Молодая гвардия" (п. 1.1). По пунктам 1.3 - 1.4 данного договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: муж Д.Э. Вурман, дочь А.Д. Вурман, 06.12.2011 года рождения, настоящий договор заключается на время трудовой деятельности в МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме "Молодая гвардия" (л.д. 11-14, 23-27).
Приказом Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом "Молодая гвардия" от 13 января 2012 года N 4 "Об улучшении жилищных условий" в связи с рождением ребенка у воспитателя детского дома Г.С. ***ой разрешено вселение по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Внуково, ул. Березовая аллея, дом 3 А, кв. 6 (л.д. 15).
13 февраля 2012 года Управление образования администрации Ленинского муниципального района обратилось к начальнику ТП в гор. Московский ОУФМС России по Московской области Ленинском районе с ходатайством о регистрации по месту жительства воспитателя МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома "Молодая гвардия" Г.С. ***ой и ее несовершеннолетней дочери А.Д. Вурман в общежитии Управления образования по адресу: Московская область, Ленинский район, п/о Внуково, ул. Березовая аллея, дом За, кв. 6, жилой площадью 16,9 кв.м. (л.д. 16). При этом, отец несовершеннолетней А.Д. Вурман - Д.Э. Вурман дал нотариальное согласие о регистрации и проживании своей дочери по месту жительства ее матери Г.С. ***ой на жилой площади по вышеуказанному адресу (л.д. 20).
Вместе с тем, ранее заявитель Г.С. ***а с 24 декабря 1998 года на основании ордера на жилую площадь в общежитии N 3 от 17.11.1998 г., выданного по решению администрации и профсоюзного комитета Детского дома "Молодая гвардия" (протокол N 12 от 16.11.1998 г.) была постановлена на регистрационный учет по месту жительства по адресу: дер. Изварино, ул. Березова аллея, д. 4 а, кв. 1 (л.д. 32, 40-41).
В материалах дела имеется постановление Главы администрации Ленинского района Московской области "О признании жилой площади общежитием в фонде детского дома "Молодая гвардия" от 24.05.1996 г. N 1803, которым квартиры N 1, 2, 5, 6 в доме N За по Березовой аллее во Внуково были признаны общежитием для семейных сотрудников детского дома "Молодая гвардия" (л.д. 21-22).
6 апреля 2006 года Управлением образования администрации Ленинского муниципального района (наймодатель) с Г.С. ***ой, как нанимателем заключен договор N 2 найма жилого помещения в общежитии на комнату N 3 квартиры N 1 по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Внуково, ул. Березовая аллея, дом 3 а для временного проживания в связи с работой в Муниципальном образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей смешанном детском доме "Молодая гвардия" (семейном) Ленинского муниципального района Московской области (л.д. 42-44). С 25 апреля 2006 года она зарегистрирована по месту жительства в п. Внуково, ул. Березовая аллея, дом 3 а, кв. 1 постоянно (л.д. 32). На указанной жилой площади с 22 января 2013 года также зарегистрирована несовершеннолетняя дочь заявителя А.Д. Вурман, 06.12.2011 года рождения, что следует из свидетельства N 306 о регистрации по месту жительства на листе дела 19.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что жилое помещение - квартира 6, по вышеуказанному адресу не отнесено к муниципальному жилому фонду, то есть к жилым помещениям, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию, а находится в хозяйственном ведении Управления образования администрации Ленинского муниципального района и предоставлено для временного проживания в нем Г.С. ***ой на период трудовых отношений нанимателя с МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
В силу ч. 2 ст. 17 Конституции России основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции России).
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Закон) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона предусмотрено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно п. п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее Правила регистрации), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа).
В соответствии с п. 4 Правил регистрации граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
В соответствии с этим в пунктах 2, 26, 81 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее Регламент), утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, определён исчерпывающий круг заявителей граждан Российской Федерации, то есть лиц, которые могут и должны обратиться в органы миграционной службы, в том числе, прибывшие на новое место жительства; убывающие с места жительства.
При этом указано, что гражданин, изменивший место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту) к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения. Для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
Пунктами 84, 137 "Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" предусматривается возможность регистрации граждан по месту жительства в жилых помещениях, находящихся на праве хозяйственного ведения
В соответствии с п. 6 Приказа ФМС России N 338, МВД России N 587 от 01.08.2013 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" территориальные органы ФМС России, их структурные подразделения при исполнении государственной функции взаимодействуют с территориальными органами МВД России, иными правоохранительными органами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военными комиссариатами, в пограничной зоне - с пограничными органами ФСБ России, а также должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, юридическими лицами, предоставляющими гражданам Российской Федерации принадлежащие им на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления жилые помещения для временного и постоянного проживания.
Пунктом 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713) установлено, что формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
Как усматривается из материалов дела, Г.С. ***а при обращении с заявлением о регистрации по новому месту жительства действовала в соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства. С учетом изложенного, судебная коллегия находит необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Г.С. ***а не имела законного права на регистрацию по причине нахождения жилого помещения в хозяйственном ведении Управления образования администрации Ленинского муниципального района и предоставления для временного проживания в нем Г.С. ***ой на период трудовых отношений нанимателя с МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку указанных ограничений действующее законодательство не содержит.
Рассматривая довод заявителя о несоответствии действий начальника отделения УФМС России по г. Москве в поселении Московский, выразившихся в нерассмотрении письменного заявления Г.С. ***ой, судебная коллегия находит его обоснованным в связи со следующим.
В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями) гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трёх дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 12 названного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Исходя из положений п. 4 "Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденного Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. N 208 г. Москва регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения. В структурных подразделениях территориальных органов уполномоченными должностными лицами, задействованными в предоставлении государственной услуги являются, в том числе, их начальники.
В соответствии с п. 33 "Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденного Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. N 208 г. Москва должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства.
Учитывая вышеприведенные требования закона, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности действий начальника отделения УФМС России по г. Москве в поселении Московский по отказу в рассмотрении обращения заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таком положении решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 31 июля 2014 года отменить, вынести новое решение, которым частично удовлетворить требования Г.С. ***ой:
Признать незаконными действия начальника отделения УФМС России по г. Москве в поселении Московский, выразившихся в отказе в направлении ответа на письменное обращение Г.С. ***ой от 20 марта 2014 года;
Возложить на начальника отделения УФМС России по г. Москве в поселении Московский обязанность контроля за своевременным и надлежащим рассмотрением письменного обращения Г.С. ***ой от 20 марта 2014 года с принятием решения в соответствии с положениями "Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
В удовлетворении остальных требований Г.С. ***ой отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.