Судья: Г.А. Грабовская
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Харитонова Д.М.,
судей Ставича В.В., Гришина Д.В.,
при секретаре Меркеловой М.И.,
с участием переводчика Хадж Исмаил Мохамад Басель Адиб,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе _.. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 13 ноября 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления _. об оспаривании решения ФМС России от 16 мая 2014 года N_. которым решение УФМС России по Московской области от 3 марта 2014 года об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, было признано правомерным,
установила:
_. А.М обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свое обращение тем, что ему неправомерно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку основания, по которым заявителю предоставлялось временное убежище на территории Российской Федерации не изменились и не потеряли своей значимости.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит заявитель в апелляционной жалобе, считая его незаконным и необоснованным.
Заявитель _. А.М. и его представитель _.Е.С. в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель заинтересованного лица ФМС России по доверенности _. А.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, полагая заявление необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом установленных обстоятельств дела, представленных доказательств, которым дана оценка и требований Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах".
В силу пп. 2 п. 1 ст. 4 названного Закона лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В силу ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Судом установлено, что гражданин Сирийской Арабской Республики _.. года рождения, уроженец _.., по национальности - араб (палестинец), вероисповедание - ислам, родной язык - арабский, не женат, детей не имеет.
Мать и сестра заявителя проживают в _.. Московской области, матери и сестрам заявителя было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации до 8 мая 2014 года. На территории Сирии проживает отец заявителя (государственный служащий) и брат заявителя (офицер).
12 марта 2012 года _..А.М. покинул территорию Сирии и прибыл авиарейсом на территорию Российской Федерации в г. Москву.
14 ноября 2012 года _..А.М обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории РФ, указав, что он был вынужден покинуть территорию Сирии из-за военных действий, начавшихся на ее территории.
Решением УФМС России по Московской области от 5 февраля 2013 года заявителю было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации на основании статьи 12 Федерального закона на срок до 5 февраля 2014 года.
31 июля 2013 года _ А.М вместе с тремя гражданами Сирии был задержан сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации при попытке незаконного пересечения границы Российской Федерации. За совершение преступления, предусмотренного _.. УК РФ _. А.М. был приговорен судом к шести месяцам лишения свободы. В ходе опроса при подаче заявления о продлении срока предоставления временного убежища заявитель сообщил, что намеревался выехать в Финляндию, так как в этой стране гораздо более лучшие условия жизни и возможность устроиться на хорошую работу.
4 февраля 2014 года _. А.М. обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, указав, что сохранились обстоятельства, послужившие основанием для предоставления ему временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по Московской области от 3 марта 2014 года заявителю отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Заявитель, считая данное решение неправомерным, в порядке, установленной статьей 10 Федерального закона и пунктом 83 Административного регламента, обратился с жалобой в ФМС России на решение УФМС России по Московской области.
Решением ФМС России от 16 мая 2014 года N1_. решение УФМС России по Московской области от 3 марта 2014 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявления об отмене состоявшихся решений должностных лиц, суд пришел к выводу о необоснованности жалобы, поскольку убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследований со стороны властей в стране своей гражданской принадлежности заявителем не представлено, а проживание на территории России членов семьи (матери и сестры) заявителя не является основанием для предоставления временного убежища.
При указанных обстоятельствах, а также с учетом того, что _.. А.М. была совершена попытка незаконно покинуть территорию Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель обратился в миграционные органы не с целью поиска убежища, а с целью легализации своего нахождения на территории России, в связи с чем оснований, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" для признания беженцем и предоставления временного убежища не имеется.
Легализация положения на территории России производится, в частности, на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки ФМС России не выявлено.
При этом судом правомерно учтено, что решение ФМС России принято при отсутствии достаточных оснований полагать, что жизнь и здоровье заявителя окажется в большей опасности, чем жизнь других граждан, проживающих в стране гражданской принадлежности.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС России по жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Судом тщательно исследованы обстоятельства дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, подлежащего применению.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 13 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.