Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Шаповалова Д.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Снурницыной А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Удовиченко Е.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Удовиченко Е.В. к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда - отказать",
установила:
Удовиченко Е.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ с _ года. При перерасчете пенсии в _ году размер последней исчислялся из 26 тарифного разряда, соответствующего должности занимаемой на день увольнения. При переезде на постоянное место жительства в г. Москвы в _ году ответчиком был произведен перерасчёт пенсии исходя из 25 тарифного разряда, что по мнению истца является незаконным и нарушает его право на получении пенсии в полном объеме.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования. Представитель ответчика в суд не явился, извещался в установленном законом порядке.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Удовиченко Е.В.
В заседание судебной коллегии ответчик не явился, извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, выслушав истца Удовиченко Е.В. и его представителя - Коваля Е.В., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено, что подполковник Удовиченко Е.В. приказом Министра обороны Российской Федерации от .. N_ уволен с военной службы с зачислением в запас по п.п "а" п.2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" с должности начальника отдела инженерных изысканий 20 Центрального проектного института Министерства обороны РФ. Направлен на воинский учет по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в Военный комиссариат г. Королева Московской области.
Согласно представленным расчетным листкам с _ года Военным комиссариатом Московской области должностной оклад истца для расчета размера пенсии определялся по 26 тарифному разряду.
В связи с изменением постоянного места жительства в _ году и продлении выплаты пенсии, Военным комиссариатом г. Москвы был произведен перерасчет пенсии Удовиченко Е.В. исходя из 25 тарифного разряда, соответствующего типовой должности, занимаемой на день увольнения.
С 01.01.2012 в связи с изменением действующего законодательства произведен перерасчет пенсии, и в соответствии с перечнем тарифных разрядов по штатным воинским должностям военнослужащих, проходящих службу по контракту, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 N2700, должностной оклад по последней занимаемой Удовиченко Е.В. должности установлен в размере ***., что соответствует 25 тарифному разряду.
На обращения заявителя по вопросу уточнения размера должностного оклада, учитываемого при исчислении пенсии, Военным комиссариатом г. Москвы _ направлен ответ N_., согласно которому, пенсия при увольнении в _ году назначалась по должности начальника отдела инженерных изысканий 20 Центрального проектного института Министерства обороны РФ из размера должностного оклада ***. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.12.2003 по указанной воинской должности по состоянию на 01.07.2002 установлен 25 тарифный разряд. При смене места жительства пенсионный орган привел размер выплачиваемой истцу пенсии в соответствие с требованиями нормативно-правовых руководящих документов, оснований для перерасчета пенсии не имеемся.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 68 ГПК РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1); законодатель вправе определять механизм реализации данного конституционного права (статья 39, часть 2), в том числе устанавливать виды пенсий, основания приобретения права на них отдельными категориями граждан и правила исчисления их размеров.
Осуществляя предоставленные ему полномочия, федеральный законодатель в статьях 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определил, с учетом каких именно составляющих и в каком порядке денежное довольствие лиц, указанных в статье 1 названного Закона (в том числе проходивших военную службу), учитывается для исчисления размеров их пенсий, а также предусмотрел порядок пересмотра назначенных пенсий при увеличении денежного довольствия соответствующих категорий граждан. Такое правовое регулирование, как направленное на создание гарантий реализации права на социальное обеспечение, в том числе лицами, проходившими военную службу, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливалось, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Порядок исчисления пенсий военнослужащим установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 9 которого в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным с военной службы военнослужащим включается, в том числе оклад по последней штатной должности.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65 с 1 января 1993 г. были установлены размеры должностных окладов военнослужащих, проходящих службу, в том числе должностные оклады лиц офицерского состава по основным типовым должностям в пределах от минимума до максимума. Министру обороны Российской Федерации предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением.
Федеральным законом от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" был изменен порядок определения размеров окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих и установлено, что оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462, принятым во исполнение указанного Федерального закона от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 249 "О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих", Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. N 537 "О денежном довольствии военнослужащих", установлены новые должностные оклады по типовым должностям военнослужащих, проходящих военную службу. Названным постановлением на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при установлении указанных окладов руководствоваться едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. N 537.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 245 от 28 июня 2002 г., установлено выплачивать с 1 июля 2002 г. месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в размерах в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности.
Приказом Министра обороны от 31.12.2003 тарифный разряд по должности начальника самостоятельного производственного отдела: проектного, технического, технологического, изыскательского, соответствует 25 тарифному разряду.
Федеральным законом от 08.11.2011 г. N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в статью 43 Закона N4468-1 внесены изменения согласно которым, порядок исчисления пенсии с 01.01.2012 г. изменен.
Военным комиссариатом г. Москвы, в связи с вышеуказанными изменениями, произведен перерасчет пенсии, размер который по последней занимаемой Удовиченко Е.В. должности соответствует 25 тарифному разряду.
Отказывая в удовлетворении искового заявления Удовиченко Е.В. суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что произведенный ответчиком перерасчет пенсии не может рассматриваться как ухудшающий положение заявителя, так как приведение размера должностного оклада и последующего размера пенсии в соответствие с действующим законодательством, не свидетельствует о произвольных, односторонних действиях пенсионного органа, по уменьшению размера денежного довольствия военнослужащего.
Доводы Удовиченко Е.В. о незаконности действий Военного комиссариата г. Москвы, со ссылкой на часть 1 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", закрепляющую сохранение размеров пенсий, установленных военнослужащим в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, в случае уменьшения размеров назначенных им пенсий в связи с вступлением в силу Федерального закона 306-ФЗ и Федерального закона N 309-ФЗ являются надуманными, так как применение Военным комиссариатом Московской области к занимаемой истцом на момент увольнения должности 26 тарифного разряда, не соответствовало действующему на момент назначения пенсии законодательству.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Мещанского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2014 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Не усматривая оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327, 329, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Мещанского районного суда от 22 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Удовиченко Е.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.