Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Селивёрстовой А.А., Гришина Д.В.,
при секретаре Трошиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришина Д.В. дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Перовского районного суда г. Москвы от 27 октября 2014 года, с учётом определения Перовского районного суда г. Москвы от 30 января 2015 года об исправлении описки, которым заявление *** Е.И. об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве внести в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости удовлетворены в полном объеме,
установила:
*** Е.И. первоначально обратился в Симоновский районный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, ссылаясь на то, что указанный территориальный орган государственной власти неправомерно отказал во внесении в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, собственником которого является заявитель.
Определением Симоновского районного суда г. Москвы от 19 июня 2014 года дело передано по подсудности в Перовский районный суд г. Москвы.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Определением от 6 февраля 2015 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра".
В заседании судебной коллегии представитель заявителя по доверенности *** А.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, представила письменные возражения на жалобу.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены судебного постановления в апелляционном порядке имеются.
Разрешая спор и удовлетворяя требования *** Е.И., суд первой инстанции возложил обязанность по внесению в ГКН сведений о принадлежащем заявителю нежилом помещении на филиал ФГБУ "ФКР Росреестра" по г. Москве.
Однако при этом суд не учёл, что в соответствии с п. 2 ст. 55 ГК РФ филиал юридическим лицом не является, вследствие чего не может быть ответчиком в суде, а равно на него решением суда не может быть возложена обязанность совершить какие-либо действия либо воздержаться от каких-либо действий.
Такая обязанность может быть возложена на головную организацию, каковой в данном случае является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Таким образом, суд фактически разрешил вопрос о правах и обязанностях ФГБУ "ФКП Росреестра", не привлекая его к участию в настоящем деле.
Согласно требованиям п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Вследствие изложенного решение Перовского районного суда г. Москвы от 27 октября 2014 года не может быть признано законным и подлежит отмене.
Как установлено в настоящем судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 9 января 2013 года, вступившим в законную силу 1 марта 2013 года, за *** Е.И. признано право собственности на нежилое помещение общей площадью *** кв м, расположенное в помещении *** подвала *** по адресу: ***
Указанное нежилое помещение было зарегистрировано Северо-Западным ТБТИ 12 марта 2007 года с присвоением инвентарного номера и внесением в реестр за N ***.
15 апреля 2014 года *** Е.И. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве с заявлением о внесении в ГКН сведений о вышеуказанном нежилом помещении как ранее учтённом объекте недвижимости, приложив имеющиеся у него документы.
Решением от 28 апреля 2014 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве в удовлетворении заявления *** Е.И. отказало, сославшись на отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости, расположенном по адресу: ***, помещении *** подвала ***, как о ранее учтённом, и рекомендовал заявителю обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости, представив надлежаще оформленные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Данный отказ оспаривается *** Е.И.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
Согласно ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 марта 2008 года.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из представленного заявителем технического паспорта на нежилое помещение, расположенное по адресу: *** помещении *** подвал ***, следует, что оно было поставлено на технический учёт органами БТИ с присвоением ему инвентарного номера в 2007 году, то есть до вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, право собственности на спорное нежилое помещение за Чернаковым Е.И. признано вступившим в законную силу решением суда.
При таких обстоятельствах спорный объект недвижимости признается ранее учтённым применительно к указанным выше нормам материального права, а потому у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствовали правовые основания для отказа заявителю во внесении сведений в ГКН.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в переданных ФГБУ "ФКП Росреестра" органами и организациями по техническому учёту и (или) технической инвентаризации на основании приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 г. N 1 документах сведения о постановке спорного нежилого помещения на технический либо инвентаризационный учёт отсутствуют, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда о том, что такой учёт имел место до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а неисполнение органами БТИ обязанности по передаче документов не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований Чернакова Е.И.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 27 октября 2014 года - отменить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном по адресу: ***, в помещении ***подвала ***, общей площадью *** кв м.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.